Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Январь 7.2 М7.9.7

Принципиальные электрические схемы, подключение устройства и распиновка разъема

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

На основе сигнала массового расходомера (MAF) рассчитывается циклическое наполнение цилиндра, которое окончательно пересчитывается в длительность импульса открытия форсунки. Если он не работает должным образом, автомобиль потребляет больше газа, чем необходимо. Такой датчик устанавливается на втором тракте, сразу за воздушным фильтром и подключается к электросети, которая управляется шестиконтактной колодкой.

Датчики массового расхода воздуха бывают нескольких типов: механические, ультразвуковые, термоанемометры и другие.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

В этом случае рассмотрим устройство датчика термоанемометра Bosch HFM-5, который часто устанавливается на автомобили ВАЗ. Чувствительный элемент датчика представляет собой тонкую пленку, на которой расположены несколько датчиков температуры и нагревательный резистор. В центре пленки расположена зона нагрева, степень нагрева которой контролируется датчиком температуры.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

На поверхности пленки, со стороны воздушного потока и с противоположной стороны, симметрично расположены два других датчика температуры, которые в отсутствие воздушного потока фиксируют ту же температуру. При наличии воздушного потока первый датчик охлаждается, а температура второго остается неизменной из-за нагрева воздушного потока в зоне нагревателя. Дифференциальный сигнал обоих датчиков пропорционален массе проходящего воздуха.

  • QLM – масса воздушного потока
  • 1 – диэлектрическая диафрагма
  • SL – Датчик температуры воздуха
  • S1 и S2 – датчики температуры до и после нагревателя.
  • SH – Резисторный датчик температуры горячего воздуха
  • H – сопротивление нагрева
  • t – температура

Электронная схема датчика преобразует этот сигнал в постоянное напряжение, пропорциональное массе воздуха. Эта конструкция получила название Hot Film (HFM), к ее достоинствам можно отнести высокую точность измерения и возможность фиксировать расход возвратного воздуха, к недостаткам – невысокую надежность в условиях загрязнения и попадания влаги.

Измерение количества воздуха, поступающего в двигатель, означает определение нагрузки двигателя. Когда водитель нажимает на педаль акселератора, дроссельная заслонка открывается, количество всасываемого воздуха увеличивается. При этом мы говорим, что нагрузка увеличилась. Когда вы отпускаете педаль, нагрузка уменьшается. Все очень просто. Однако это только на первый взгляд. Если учесть, что в реальных условиях движения двигатель часто меняет режимы работы, воздух, поступающий в систему впуска, участвует в различных газодинамических процессах, поэтому задача измерения воздуха в системе не так проста.

В более старых системах (ЭБУ 4 Январь и GM-ISFI-2S) использовались другие термоанемометры ДМРВ, чувствительные элементы которых были выполнены в виде проводов. Эти датчики называются датчиком массового расхода воздуха с подогревом. Выходным сигналом этих датчиков была частота, то есть в зависимости от воздушного потока изменялось не напряжение, а частота выходных импульсов. Датчики были менее точными, не позволяли регистрировать обратный поток, но эти недостатки перекрывались очень высокой надежностью.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

На автомобили ВАЗ устанавливались датчики массового расхода воздуха нескольких типов: GM, BOSCH, SIEMENS и российского производства. В 1999-2004 годах на автомобиль ВАЗ устанавливались датчики двух типов 0280 218-037 и 0280 218-004. Эти датчики обеспечивают разные параметры выходного напряжения (калибровку) при одинаковом расходе воздуха и взаимозаменяемость (а лучше, замена 004 на 037) возможна только путем замены калибровочных таблиц в прошивке. То же самое и с новым датчиком 116, который был установлен в стандартной комплектации с начала 2005 года.

Датчик поставляется только в сборе, с кодом и помечен зеленым кружком.

Датчики Siemens-VDO (5WK97014. АВТЕЛ) использовались на некоторых автомобилях классической компоновки вместе с ЭБУ (Янв 7.2):

Они отличаются калибровкой (от нуля вольт) и схемой подключения.

Схема распиновки датчика воздуха ВАЗ 2110

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

  1. Желтый (ближе к лобовому стеклу) – вход сигнала ДМРВ;
  2. Серо-белый – выход напряжения питания датчика;
  3. Зеленый – вывод датчика на массу;
  4. Розово-черный – к главному реле.

Цвета проводов могут отличаться, но распиновка остается прежней.

Мы также добавляем, что DMRV с окончанием на 004, 037, 116 (для Bosch) и 00, 10, 20 (для Baker) различаются калибровкой. Изменить его можно только перепрошивкой.

Катушки зажигания

На оригинальной катушке зажигания Bosch качество чертежей более точное и ясное. На подделке все рисунки показаны пунктирной линией – обычные штрихи.

Этикетки на упаковках идентичны, этикетки также идентичны.

Посмотрим, что внутри. Даже по внешнему виду фальшивая катушка похожа на китайский мусор – не соответствует качеству BOSCH. Наклейки везде зеленые. На оригинале темнее, на подделке светлее.

Если вы присмотритесь, все контакты, к которым подключены высоковольтные провода, изогнуты, то есть один смотрит влево, другой – вправо.

Цвет металла контактов внутри желтый, на оригинале белый. Сделано аккуратно.

Друзья, не давайте шанса производителям контрафактной продукции, не покупайте контрафактную продукцию. Будьте осторожны, чтобы вас не обманули.

Подключение воздушного датчика ДМРВ ВАЗ 2112

Если датчик массового расхода воздуха находится в рабочем состоянии, когда двигатель работает на 900 об / мин, объем используемого воздуха будет не менее 10 кг в час. При увеличении оборотов до 2 тысяч этот показатель увеличится примерно до 20 кг. Если объем воздуха на таких скоростях уменьшится, снизится и динамика транспортного средства, соответственно это приведет к снижению расхода бензина.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Если эти показатели увеличатся, это поможет увеличить объем топлива. Не следует допускать отклонений параметра в 2-3 кг, так как в этом случае работа силового агрегата может быть некорректной.

Катушки зажигания

На оригинальной катушке зажигания Bosch качество чертежей более точное и ясное. На подделке все рисунки показаны пунктирной линией – обычные штрихи.

Этикетки на упаковках идентичны, этикетки также идентичны.

Посмотрим, что внутри. Даже по внешнему виду фальшивая катушка похожа на китайский мусор – не соответствует качеству BOSCH. Наклейки везде зеленые. На оригинале темнее, на подделке светлее.

Если вы присмотритесь, все контакты, к которым подключены высоковольтные провода, изогнуты, то есть один смотрит влево, другой – вправо.

Цвет металла контактов внутри желтый, на оригинале белый. Сделано аккуратно.

Друзья, не давайте шанса производителям контрафактной продукции, не покупайте контрафактную продукцию. Будьте осторожны, чтобы вас не обманули.

Схема подключений датчика расхода воздуха 2114

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Частой причиной некорректной работы датчика массового расхода воздуха является выход из строя электронных компонентов, что увеличивает время реакции датчика на изменение расхода воздуха. Работающий датчик отслеживает изменения со скоростью 0,5 мс, а в случае выхода из строя время реакции увеличивается в 20-30 раз. Дефект выявляется только при записи рабочей программы на осциллограф. Такой датчик не ремонтируется, его необходимо заменить на новый.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Проверка датчика воздуха своими руками

При возникновении неисправности в датчике массового расхода воздуха топливно-воздушная смесь снова обогащается или обедняется, что сразу сказывается на работе двигателя и, как следствие, может выйти из строя.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха:

  • Мощность двигателя потеряна.
  • Проверить ошибку мотора;
  • Плохой горячий старт;
  • Автомобиль начал медленно разгоняться;
  • Повышенный расход топлива;

Самый простой способ проверить датчик массового расхода воздуха на ВАЗ 2114 – отсоединить вилку. При отсутствии сигнала блок управления двигателем переходит в аварийный режим, определяя примерный объем воздуха из положения дроссельной заслонки. При этом немного увеличивается расход топлива: у ВАЗ 2114 он достигает 10-12 литров на 100 км пробега. Одна особенность – увеличение холостого хода до 1500 об / мин. Но при использовании контроллера Январь 7.2 или Bosch M7.9.7 увеличение холостого хода не осуществляется из-за особенностей программного обеспечения.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Нормальное напряжение на выходе нового датчика составляет 0,996 – 1,01 Вольт. В процессе эксплуатации он постепенно меняется и обычно увеличивается. Чем выше значение этого напряжения, тем больше износ датчика массового расхода воздуха.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Вот эталонное напряжение в вольтах:

  • 1.05 и новее: пора заменить датчик массового расхода воздуха.
  • 1.01 – 1.02 – исправное состояние датчика.
  • 1.03 – 1.04 – ресурс ДМРВ заканчивается.
  • 1.04 – 1.05 – ЧП.
  • 1.02 – 1.03 неплохое состояние.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Измерение производится между желтым и зеленым проводами. Значения напряжения могут отображаться на экране некоторых бортовых компьютеров (меню напряжения с датчиков, датчик массового расхода воздуха U).

Важно: пределы выходного напряжения и колебания по крайней мере в 30% случаев для неисправного датчика будут в норме и не вызовут значка «Проверка» на панели. То есть измерения напряжения не очень информативны, но скорость, которую он будет выделять в килограммах воздуха, будет соответствовать движению не там, где оно есть на самом деле, и ECU будет мешать смеси на основе этого – и, следовательно, дополнительное потребление!

необходимо проверить работающий датчик, желательно с помощью фирменного сканера, который, в свою очередь, сигнализирует миганием, есть ли искажение в каком-либо параметре (в данном случае расход воздуха в килограммах), сравнивая его с сохраненными эталонными значениями в его память.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Конструкция ДМРВ

Автолюбители называют датчик ДМРВ расходомером, в специальной литературе он обозначается как измеритель объема. Внутри этого электронного устройства фактически измеряется не объем проходящего через него воздуха, а его масса в единицу времени, причем сжимаемая.

Поскольку закон Ома знаком всем выпускникам, устройство ДМРВ понятно 100% автомобилистов:

  • поток воздуха охлаждает провод, сопротивление уменьшается, напряжение увеличивается.
  • прибор похож на анемометр, который измеряет скорость потока;
  • внутри датчика на провод или пленку подается ток 500 – 1200 мкА, снимается значение напряжения с 0 – 1 В при обратном токе или 1 – 5 В в нормальном режиме;
  • при прохождении тока элемент нагревается, его сопротивление увеличивается (500 – 700 Ом) и соответственно изменяется напряжение;
  • внутри трубчатого корпуса с воздушным дефлектором и металлической сеткой на входе перпендикулярно потоку вставлен сам датчик с выходящим наружу соединителем;

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 4 Конструкция резьбового датчика массового расхода воздуха

Подключение ДМРВ осуществляется по следующей схеме:

  • темно – знак выхода.
  • зеленый – на земле;
  • желтый – входной сигнал;
  • бело-серый – выходное напряжение;

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 5 Схема подключения DFID

Пленка ДМРВ имеет платиновый резистор, встроенный в керамическую пластину. В датчике накаливания резистор состоит из сплава иридия и платины. Первые модели ВАЗ оснащались датчиками, контролирующими расход по частоте выходного сигнала. В настоящее время отечественные и иномарки оснащаются ДМРВ, определяющими потребляемое напряжение.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 6 фильмов DMRV

Для увеличения функциональности функционирующего датчика используются два температурно-зависимых элемента. Поскольку разница в температуре воздуха может привести к ошибке в показаниях устройства, второй элемент накала компенсирует это, измеряя температуру среды. Общим для всех устройств является наличие регулировочного винта, которым регулируется СО вручную. Конструкции разных производителей отличаются следующими деталями:

  • постостроение – квадрат устраняет ошибку при повороте элемента вокруг оси.
  • толщина проволоки – 0,07 – 1 мм;
  • геометрия проволоки – V-образная или П-образная;
  • способ крепления термозависимого элемента: лазерная сварка, зацепление кольцом на упругом подвесе;

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 7 Немецкий и российский аналоговый датчик

Помимо этих различий, необходимо учитывать следующие факторы:

  • устройства взаимозаменяемы между собой, но только вместе со жгутом проводов, так как распиновка провода не совпадает.
  • bosch и General Motors начали выпуск резьбовых устройств, затем появились взаимозаменяемые аналоги имплантата APZ и AOKB Impulse;
  • проволока нагревается до 140 – 170 градусов, пленка до 100 градусов;
  • точность измерения смены пленки меньше – 4%, смены резьбы – 1%;
  • представила пленку Siemens DMRV, скопированную Калужской НПП АВТЕЛ;

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 8 Разъем датчика

Датчики резьбы в настоящее время сняты с производства в Европе по ряду причин:

  • автоматическая калибровка пленок на выдувных системах.
  • низкая технологичность проволочной продукции;
  • наличие корректирующих лямбда-зондов;

Другими словами, производители пожертвовали скоростью и высокой точностью, чтобы значительно снизить стоимость пленочных датчиков массового расхода воздуха.

Внимание: для пленочных датчиков принята схема подключения к контроллеру МИКАС-7.1 версии 241.3763-31. В эксплуатации находятся датчики резьбы ДМРВ МИКАС-5.4 и МИКАС-7.1 (версия 241.3763-01).

есть самодельный датчик ДМРВ М с обратной полярностью, защитой от КЗ и кондуктивного шума.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 9 Смена ДМРВ М

По умолчанию в датчиках резьбы реализован принцип самоочистки температурно-зависимого элемента. После выключения двигателя ЭБУ автономно подает на нить накала током на нагрев до 1000 градусов в течение 1 секунды. При этом налипшая грязь выгорает полностью.

Замена датчика — инструкция

Отверткой открутите хомут от гофры воздухозаборника на выходе датчика, снимите его и внимательно осмотрите внутренние поверхности самого датчика и гофру. Эти поверхности должны быть сухими и чистыми, без следов конденсата и масла. Если воздушный фильтр меняется редко, то попадание грязи на чувствительный элемент датчика – наиболее частая причина его поломки на автомобилях ВАЗ.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Масло в датчике массового расхода воздуха может быть связано с повышением уровня масла в картере или засорением маслоотделителя системы вентиляции картера.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Далее откручиваем 2 винта датчика гаечным ключом на 10 мм и снимаем его с корпуса воздушного фильтра. Спереди (у края входа) должна быть резиновая втулка. Предотвращает попадание нефильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик.

ДМРВ автомобиля ВАЗ 2115

Автомобили ВАЗ 2115 являются последним звеном в семействе Самарских и унаследовали от него ряд двигателей. Следовательно, контроллеры ЭБУ двигателя и совмещенные с ними датчики ДМРВ аналогичны. Совместимость расходомера определяется типом ЭБУ и выглядит так:

  • ДВС ВАЗ 211183 – ДМРВ 0280218116, экологический стандарт Евро 3.
  • ДВС ВАЗ 2111 – ДМРВ 0280 218 004 (устаревший) или 0280 218 037, экологический стандарт Евро 2;
  • ДВС ВАЗ 21114 – ДМРВ 0280 218 116, экологический стандарт Евро 2;

Сама экология не связана с типом расходомера, токсичность выхлопа задается настройками контроллера ЭБУ.

Как работает

Датчик массового расхода воздуха сообщает блоку управления двигателем данные о массе воздушного потока, которая изменяется в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (поэтому устройство находится в непосредственной близости от дроссельной заслонки).

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

После обработки информации контроллер ЭБУ дает команду форсункам впрыснуть определенное количество топлива. В результате двигатель всегда работает эффективно и экономично.

Конструкция датчика массового расхода воздуха автомобилей ВАЗ 2115 проста и надежна: прецизионный резистор задает эталонное сопротивление, подключенное к нему через мостовую схему, подключен переменный резистор, выполненный из платиновой проволоки. Его производительность меняется при изменении температуры. Оба датчика расположены в воздушном потоке. Переменный резистор нагревается точно подобранным напряжением. Чтобы компенсировать охлаждение, значение напряжения непрерывно изменяется для поддержания заданной температуры.

Показания напряжения (сигнал датчика массового расхода воздуха ВАЗ) анализируются ЭБУ, и по калиброванной программе определяется объем (точнее вес) воздуха в кг в единицу времени.

Место установки

Для экономии топлива современные автомобили оснащаются инжекторными двигателями с электронным зажиганием. В упрощенном виде инжектор представляет собой точечный впрыск смеси через инжектор в цилиндр или во впускной тракт. ЭБУ обычно называют «мозгом» автомобиля, именно этот корпус регулирует четыре основных параметра электронной системы управления ECM:

  • соотношение топлива и воздуха в нем.
  • частота закачки;
  • доза топливной смеси;
  • время впрыска;

Для получения этих данных использовался принцип удаленных датчиков. Например, момент впрыска определяется показаниями датчика коленвала ДПКВ, а ДМРВ отвечает за пропорции смеси. Весь воздух, поступающий в двигатель автомобиля, проходит через дроссельную заслонку, которая находится между впускным коллектором и воздушным фильтром.

Что произойдет, если ДМРВ неисправен

Контроллер ЭБУ перестанет получать или принимать искаженные данные о воздушных массах, в результате чего воздушно-топливная смесь не будет формироваться должным образом. Как следствие – потеря мощности и крутящего момента (на автомобилях ВАЗ все равно эти параметры не завышены), а также увеличение расхода топлива.

Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха: отсутствие или неверное значение информационного сигнала с контакта No. 5 разъема датчика. При выходе датчика из строя сначала завышаются показатели (до 25%), затем – полное прекращение вывода информации. Это приводит к появлению следующих симптомов:

  • ему не хватает динамики разгона и тяги под нагрузкой.
  • на холодном двигателе внутреннего сгорания обороты завышены минимум на треть;
  • значительно увеличивается расход топлива;
  • автомобиль может заглохнуть сразу после запуска;
  • при сильном выбросе газа обороты сначала держатся на одном уровне, а потом медленно уменьшаются;

Причины появления неисправностей

В 90% случаев это засорение чувствительных датчиков.

  • при выходе из строя системы вентиляции картерных газов (повреждены патрубки, сломан клапан) в патрубок воздуховода попадают капли масла.
  • некачественный (не сертифицированный) или неправильно установленный воздушный фильтр пропускает пыль в измерительный канал датчика массового расхода воздуха;

    Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

  • при использовании автомобиля под дождем или при движении по лужам капли воды могут попасть во впускной коллектор;

Как самостоятельно проверить расходомер на ВАЗ 2115

  1. Если на приборной панели загорелся индикатор «Check Engine», вы можете определить ошибки с помощью кодов OBD с помощью автоматического сканера. Однако такое оборудование не всегда есть под рукой.
  2. Первоначальную проверку можно выполнить, просто отсоединив разъем расходомера и сравнив поведение двигателя с массовым расходомером и без него. После отключения исправного датчика поведение автомобиля должно ухудшиться. Сломанный расходомер при выключении не изменит работу мотора.
  3. И, наконец, относительно точная проверка мультиметром. Выполняется в два этапа. Сначала проверяется питание устройства на отключенном разъеме. От блока управления двигателем должно быть подано 12 вольт на контакт 2, 5 вольт – на контакт 4. Измерения проводятся относительно земли, при включенном зажигании и выключенном двигателе. Затем измеряется напряжение сигнала датчика в состоянии покоя (контакт включен, двигатель остановлен) на подключенном разъеме. Для этого нужно вооружиться относительно точным мультиметром, способным измерять напряжение с погрешностью до 1/100 вольт.

    Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

    Что касается земли, контакт № 5 должен быть в пределах от 0,99 до 1,02 В. Допускается увеличение значения до 1,05 вольта, но это свидетельствует о высокой степени износа датчиков массового расхода воздуха.

Очистка расходомера воздуха

Так как ремонт ДМРВ производителями не предусмотрен, данный электроприбор считается «расходным материалом». Нет единого мнения о возможности очистки для восстановления работоспособности даже среди профессионалов АЗС. Если владелец автомобиля все же решает почистить датчик массового расхода воздуха самостоятельно, то необходимо учитывать нюансы технологии:

  • после снятия устройства на него равномерной струей наносится спрей, грязь растворяется и стекает под собственным весом.
  • очиститель не должен содержать ацетон, эфир;
  • чаще всего используется WD-40 или Air Senso Clean от CRC;
  • ватные палочки и сжатый воздух запрещены;

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Янв 7,2 М7.9.7

Рис. 14 Очистка объемным распылением

Установка ДМРВ на место возможна после просушивания поверхностей без использования фена.

Источник

Be the first to comment on "Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) 116 Январь 7.2 М7.9.7"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*