Назначение и расшифровка аббревиатуры
Расходомеры, также являющиеся объемными измерителями или DMRV (не путать с DMRT и DVRM), расшифровываются как датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые в автомобилях с дизельными или бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Местоположение этого датчика найти несложно, так как он контролирует подачу воздуха, поэтому искать его следует в соответствующей системе, а именно после воздушного фильтра, на пути к дроссельной заслонке (ДЗ).
Место установки ДМРВ на Газель 405
Устройство подключено к блоку управления двигателем. В случаях, когда датчик массового расхода воздуха находится в неисправном состоянии или отсутствует, можно произвести приблизительный расчет на основе местоположения устройства дистанционного зондирования. Но при таком способе измерения невозможно гарантировать высокую точность, что сразу приведет к перерасходу топлива. Это еще раз указывает на ключевую роль расходомера в расчете массы топлива, подаваемого через форсунки.
Помимо информации, поступающей от ДМРВ, блок управления также обрабатывает данные следующих устройств: ДРВ (датчик распредвала), ДД (денометр), ДЗ, датчик температуры системы охлаждения, измеритель кислотности (лямбда-зонд) и др
Характеристика
На автомобилях ВАЗ датчик массового расхода воздуха устанавливается между фильтрующим элементом воздушного фильтра и дроссельной заслонкой. Сегодня продукция производителя Bosch пользуется большой популярностью у соотечественников. Вне зависимости от того, универсальный ли это датчик Bosch или, например, свечи, качество немецкого производителя всегда может дать бытовым товарам преимущество. Рассмотрим основные особенности регуляторов моделей 116 и 037.
Датчик 116 массового расхода воздуха предназначен для управления и преобразования воздушного потока, поступающего в двигатель, в напряжение. Данные, передаваемые регулятором, позволяют определить режим работы силового агрегата и рассчитать циклическое наполнение цилиндров потоком воздуха. Эта заправка осуществляется в стационарных режимах работы двигателя, которые по своей продолжительности не превышают 0,1 секунды.
Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы
Чаще всего используются три типа измерителей объема:
- Фильм.
- Объемный.
- Проволока или нить накала.
В первых двух принцип работы основан на получении информации о массе воздушного потока путем измерения его температуры. В последнем могут использоваться два варианта учета:
- За счет изменения положения ползунка приводится в действие специальная лопасть, на которую воздействует поток воздуха, проходящий через устройство. Учитывая наличие механизмов трения, уровень надежности таких конструкций довольно низкий. Это стало основной причиной отказа автопроизводителей от датчиков такого типа. Для ваших знаний приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера.
Волюметрический прибор ДМРВ
- Считая водовороты Кармана. Они образуются, когда ламинарный воздушный поток проходит через препятствие, края которого достаточно острые. Частота выходящих из них вихрей напрямую связана со скоростью воздушного потока, проходящего через устройство.
Конструкция датчика вихря (широко используется Mitsubishi Motors)
Легенда:
- С – обводные воздуховоды.
- Е – отверстия для измерения давления.
- Б – специальные трубки, образующие воздушный поток, близкий по свойствам к ламинарному.
- А – датчик измерения давления для фиксации вихревого прохода. То есть частота давления и образования вихря будет одинаковой, что дает возможность измерить расход воздушной смеси. На выходе с помощью АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой и передается в ЭБУ.
- D – столб с острыми краями, на котором образуются вихри Кармана.
- F – направление воздушного потока.
Проволочные датчики
До недавнего времени самым распространенным типом датчика, устанавливаемым на отечественных автомобилях гаммы ГАЗ и ВАЗ, была нить накала ДМРВ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.
Объёмная конструкция ИВКШ 407282.000
Легенда:
- E – Кольцо.
- G – Сопротивление температурной компенсации.
- C – регулирование CO.
- А – Электронная плата.
- Б – Разъем для подключения датчика массового расхода воздуха к ЭБУ.
- D – Корпус расходомера.
- I – Корпус электронной платы.
- F – Платиновая проволока.
- H – Держатель кольца.
Принцип работы и пример функциональной схемы измерителя объема нити.
Разобравшись с конструкцией устройства, перейдем к принципу его работы, он основан на методе горячего провода, при котором термистор (RT), нагретый протекающим через него током, помещается в поток воздуха. Под его воздействием изменяется теплоотдача и соответственно сопротивление RT, что позволяет рассчитать объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:
где I – ток, который проходит через RT и нагревает его до температуры T1. В этом случае T2 – это температура окружающей среды, а K1 и K2 – постоянные коэффициенты.
На основе приведенной выше формулы можно определить объемный расход воздуха:
Ниже приведен пример функциональной схемы с мостовыми термоэлементами.
Типовая функциональная схема датчика массового расхода воздуха промывочного типа
Легенда:
- RT – проволока сопротивления, обычно из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой составляет от 5,0 до 20,0 мкм.
- RR – термокомпенсатор.
- U – усилитель сигнала.
- Q – измеренный расход воздуха.
- R1-R3 – обычные резисторы.
Когда расход близок к нулю, трансформатор тока нагревается до определенной температуры током, протекающим через него, что позволяет поддерживать мост в равновесии. Как только поток воздушной смеси увеличивается, термистор начинает остывать, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления и, как следствие, к разбалансировке мостовой схемы. В результате этого процесса на выходе блока усиления генерируется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать его потерю от потока воздушной смеси и восстанавливает баланс моста.
Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси по величине тока, проходящего через мост. Чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразуется в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определять расход по частоте выходного напряжения, второй – по его уровню.
У этой реализации есть существенный недостаток – высокотемпературная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию термистор, аналогичный основному, но не подвергают его воздействию воздушного потока.
Во время работы на проволочном термисторе могут скапливаться отложения пыли или грязи, во избежание этого данный элемент подвергается кратковременному высокотемпературному нагреву. Производится после выключения ДВС.
Взаимозаменяемость
Эта проблема весьма актуальна, особенно с учетом стоимости оригинальной продукции импортного автопрома. Но здесь не все так просто, возьмем пример. В моделях первых серий Горьковского автозавода ДМРВ БОШ (Бош) устанавливался на Волжский впрыск. Спустя некоторое время импортные датчики и контроллеры заменили отечественную продукцию.
А – импортный ниточный датчик массового расхода воздуха производства Bosh (pbt-gf30) и его отечественные аналоги Б – АОКБ Импульс и В – АПЗ
Конструктивно эти изделия практически не отличались за исключением нескольких конструктивных особенностей, а именно:
- Способ крепления проволоки различается видом сварки. Для импортных датчиков это контактная сварка, для отечественных – лазерная сварка.
- Форма термистора накаливания. В Боше он имеет П-образную геометрию, АПЗ выпускает устройства с V-образной резьбой, продукцию АОКБ «Импульс» отличает квадратная форма проволочного подвеса.
- Диаметр проволоки, используемой в термисторе, намотанном на проволоку. Продукция Бошевского имеет Ø 0,07 мм, отечественная продукция – Ø 0,10 мм.
Все датчики, представленные в качестве примера, были взаимозаменяемыми, пока Горьковский автозавод не перешел на пленочные аналоги. Причины перехода описаны выше.
Пленка ДМРВ Siemens (Сименс) для ГАЗ 31105
Придавать отечественный аналог изображенному на рисунке датчику нет смысла, так как внешне он практически не отличается.
Стоит отметить, что при переходе с филаментных устройств на пленочные, скорее всего, потребуется доработать всю систему, а именно: сам датчик, соединительный кабель от него к ЭБУ и, собственно, контроллер тот же. В некоторых случаях управление можно адаптировать (перепрошить) для работы с другим датчиком. Эта проблема возникает из-за того, что большинство измерителей потока посылают аналоговые сигналы, в то время как измерители пленки посылают цифровые сигналы.
Следует отметить, что нить накала ДМРВ (производства GM) с цифровым выходом была установлена на первых серийных автомобилях ВАЗ с инжекторным двигателем, например, модели 2107, 2109, 2110 и т.д. Сейчас они оснащены ДМРВ. БОШ 0280 218 004.
Для подбора аналогов можно использовать информацию из официальных источников или тематических форумов. Для примера ниже представлена таблица взаимозаменяемости датчика массового расхода воздуха для автомобилей ВАЗ.
Таблица совместимости DFID для модельного ряда ВАЗ
Из представленной таблицы наглядно видно, что, например, датчик ДМРВ 0-280-218-116 совместим с двигателями ВАЗ 21124 и 21214, но не подходит 2114, 2112 (в том числе 16 клапанов). В результате можно найти информацию о других моделях ВАЗ (например, Lada Granta, Kalina, Priora, 21099, 2115, Chevrolet Niva и так далее).
Как правило, с другими марками автомобилей отечественного или совместного производства проблем не будет (УАЗ Патриот ЗМЗ 409, Daewoo Lanos или Nexia), выбор замены ДМРВ для них не будет проблемой, то же касается продукции китайского автопрома (KIA Ceed, Spectra, Sportage и др.). Но в этом случае велика вероятность, что распиновка датчика массового расхода воздуха не совпадает, исправить ситуацию поможет паяльник.
С европейскими, американскими и японскими автомобилями ситуация намного сложнее. Поэтому, если у вас есть Toyota, Volkswagen Passat, Subaru, Mercedes, Ford Focus, Nissan Premiere R12, Renault Megane или другой европейский, американский или японский автомобиль, перед заменой ДМРВ необходимо внимательно рассмотреть все варианты решения.
Если интересно, можно поискать в сети эпопею с попыткой заменить «родной» воздухомер на аналог на Nissan Almera H16. Одна из попыток привела к чрезмерному расходу топлива даже на холостом ходу.
В некоторых случаях поиск аналога будет оправдан, особенно если учесть стоимость «родного» измерителя объема (например, можно упомянуть BMW E160 или Nissan X-Trail T30).
Взаимозаменяемость Дмрв
Подскажите пожалуйста, можно ли заменить ДМРВ 037 на 116 на ВАЗах и в чем их отличия. На практике никаких изменений в работе двигателя не наблюдал
На автомобили ВАЗ устанавливались датчики нескольких типов: GM, BOSCH, SIEMENS и российские. В 1999-2004 годах на конвейер ВАЗ были установлены датчики двух типов 0280 218-037 и 0280 218-004. Эти датчики обеспечивают разные параметры выходного напряжения (калибровки) для одного и того же воздушного потока, и обмен (а точнее, замена 004 на 037, как правило) возможен только с заменой калибровочных таблиц в прошивка. То же самое и с новым датчиком 116, который был установлен в стандартной комплектации с начала 2005 года.
В каталоге ВАЗ указаны каталоги запчастей для конкретных автомобилей. К сожалению, на датчиках присутствуют только три последние цифры каталожного номера «Бошевский», а номер ВАЗ отсутствует.
Шаблон
n Каталог Bosch N Каталог ВАЗ
HFM5-4.7 0280 212004 21083-1130010-01
HFM5-4.7 0280 212037 21083-1130010-10
HFM5-CL 0280212116 21083-1130003-20
Исторически датчик 004 был представлен в проектах с калибровками M1V13O54, M1V13R59, M1V05F05 и M7V03E65 (в дополнение к J5V05F16, первый неофициальный выпуск января 5.1). Первые две конструкции легко узнать по внешнему виду, они не имеют нейтрализатора и используют резонансный датчик детонации. Впоследствии эти первые два проекта были сняты с производства, и все последующие проекты (с последующими серийными калибровками) начали оснащаться датчиками 037. Одновременно с прекращением двух вышеупомянутых проектов проект M7V03E65 также начал оснащаться датчиком 037. Модификация 037 отличается от 004 модификацией внутреннего воздушного канала датчика для устранения пульсаций воздушного потока, которые возникают в 004 даже при ламинарном потоке воздуха во впускном коллекторе. При этом характеристика 037 сместилась с 004. Считается, что при наличии кислородной обратной связи эти различия компенсируются, из-за чего калибровка проекта M7V03E65 не менялась при смене датчика.
С октября 2004 года основной датчик – 116. Модификация 116 предназначена для проектов с контроллерами Bosch M7.9.7 нового поколения и его отечественными аналогами – Январь 7.2 и М 7.3, параллельное производство которых наладили «Ительма» и «Автел». Калибровка и конструкция датчика отличаются от 004 и 037.
ДМРВ 037 не взаимозаменяем с 116.
На форуме много тем об этом.
Кратко о ремонте
Как правило, вышедшие из строя датчики массового расхода воздуха не подлежат ремонту, за исключением случаев, когда они требуют промывки и очистки.
В некоторых случаях есть возможность отремонтировать плату датчика массового расхода воздуха, но этот процесс ненадолго продлит срок службы устройства. Что касается плат в пленочных датчиках, то без специального оборудования (например, программатора для микроконтроллера), помимо навыков и опыта, восстанавливать их бесполезно.
Заторможенный отклик на педаль акселератора мне не понравился: подключил мозг к ноуту, установил хорошую программу OpenDiag для диагностики и погнал на анализ . вводящие в заблуждение показания количества воздуха, воздух отсчитывается по массе датчика расхода воздуха, при его отсутствии, таблица TPS / rpm, температура постоянная.
Виновником оказался ДМРВ, опишу известный способ проверки – тоже назову “народным”) Проверка ДМРВ мультиметром. Этот метод работает с датчиками Bosch с каталожными номерами: 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Переведите тестер в режим измерения постоянного напряжения, установите предел измерения на 2 Вольта.
Распиновка ДМРВ
: Желтый (ближе к лобовому стеклу) – вход сигнала ДМРВ; Серо-белый – выход напряжения питания датчика; Зеленый – вывод датчика на массу; Розово-черный – к главному реле. Цвета проводов могут отличаться, но распиновка остается прежней.
Правильное подключение тестера к расходомеру воздуха
– включить зажигание, но не запускать двигатель. Подключаем мультиметр с красным щупом к желтому ДМРВ, а черным к зеленому (на массу). Поэтому измеряем напряжение между указанными выводами. Измерительные щупы позволяют проникать через резиновые уплотнения разъема по указанным проводам, не нарушая изоляции.
Напряжение на выходе нового датчика 0,996… 1,01 Вольт. В процессе эксплуатации он постепенно меняется и обычно увеличивается. Чем выше значение этого напряжения, тем больше износ датчика массового расхода воздуха. Напряжение датчика массового расхода воздуха: 1,01… 1,02 – датчик исправен. 1.02… 1.03 – неплохое состояние. 1.03… 1.04 – ресурс ДМРВ заканчивается. 1.04… 1.05 – состояние смерти, если нет негативных симптомов, то продолжаем эксплуатировать. 1.05 . и позже: Пора заменить датчик массового расхода воздуха.
Be the first to comment on "Дмрв бош 116 таблица применяемости"