Что такое коробка вариатора и чем она отличается от традиционной коробки передач? Этот вопрос может заинтересовать как нынешних владельцев автомобилей с таким типом передачи крутящего момента, так и будущих. Этот тип трансмиссии подразумевает отсутствие фиксированных передаточных чисел. Это обеспечивает плавность хода, а также позволяет использовать двигатель в оптимальных условиях. Другое название такой коробки – вариатор. Далее мы рассмотрим плюсы и минусы КПП CVT, нюансы ее использования и отзывы автолюбителей, уже владеющих автомобилями с бесступенчатой трансмиссией.
Определение
Аббревиатура CVT расшифровывается как Continuously Variable Transmission. То есть его конструкция подразумевает возможность плавного изменения передаточного числа между ведущим и ведомым шкивами. Фактически это означает, что коробка вариатора имеет множество передаточных чисел в определенном диапазоне (пределы диапазонов устанавливают минимальный и максимальный диаметры шкивов). Работа вариатора во многом аналогична работе с автоматической коробкой передач. Их различия можно прочитать отдельно.
На сегодняшний день существуют следующие типы накопителей:
Работа вариатора
- фронт;
- ремень клиновой.
- многодисковый;
- коническая;
- мяч;
- волна;
- дисковый шар;
- конец;
Коробка вариатора (вариатор) используется не только в качестве трансмиссии для легковых автомобилей, но и для других транспортных средств, например, скутеров, снегоходов, квадроциклов и так далее.
Наиболее распространенный тип коробок передач вариаторов – вариатор с фрикционным клиновым ремнем. Это связано с относительной простотой и надежностью его конструкции, а также с практичностью и возможностью использования в автомобильной трансмиссии. Сегодня подавляющее большинство производителей автомобилей, выпускающих автомобили с вариатором, используют клиноременные передачи (за исключением некоторых моделей Nissan с тороидальными коробками передач вариатора). Далее мы рассмотрим устройство и принцип работы клиноременной передачи.
Вариатор CVT
Аббревиатура CVT расшифровывается как «Continuously Variable Transmission», что переводится как «непрерывное изменение». Для многих больше слышно название «вариатор», хотя по сути это одно и то же.
Вариатор – единственный тип трансмиссии, который может легко изменять передаточное число во всем диапазоне скоростей.
То есть, в отличие от известных нам механической и автоматической трансмиссий, вариатор не имеет нескольких конкретных числовых значений скоростей (первая, вторая, третья и так далее). Эту систему еще называют непрерывной.
Принцип работы системы в двух словах можно описать так:
В большинстве случаев современные вариаторные устройства комплектуются клиноременной передачей. К шкивам прикреплены скользящие валы, благодаря которым передаточное число изменяется за счет плавного перемещения и расширения элементов.
В состав автоматической коробки передач CVT входят следующие компоненты:
- пояс для тяжелых условий эксплуатации (металлический, резиновый или полевой);
- ведущий шкив (вместе с коленчатым валом вращает ведомый шкив).
- ведомый шкив (соединен с колесами, передает вращение на карданную передачу);
Бесступенчатая трансмиссия CVT появилась в автомобильной промышленности совсем недавно. Это устройство считается следующим поколением автоматической коробки передач: оно работает без вмешательства человека и плавно меняет значение передачи. Однако многие скептически относятся к такому «прогрессу.
Действительно, автомобилисты разделились на два лагеря: сторонники и противники вариатора. Давайте разберемся с основными достоинствами и недостатками вариатора.
Работа коробки CVT
Клиноременная передача состоит из двух основных частей:
- Ремень клиновой. Некоторые производители автомобилей вместо этого используют металлическую цепь или ремень из листового металла.
- Два шкива, образованные конусами, обращенными друг к другу.
По мере приближения коаксиальных конусов друг к другу диаметр круга, описываемого ремнем, уменьшается или увеличивается. Перечисленные детали являются приводами вариатора. А электроника управляет всем на основе информации от многочисленных датчиков.
Принцип работы вариатора
Устройство бесступенчатой трансмиссии CVT
Итак, если диаметр ведущего шкива максимальный (его конусы будут размещены как можно ближе друг к другу), а ведомый шкив минимальный (его конусы будут максимально расходиться), то это означает, что «высшая передача “включена (соответствует 4-й или 5-й передаче в обычной коробке передач). И наоборот, если диаметр ведомого шкива минимальный (его конусы расходятся), а ведомый шкив максимальный (его конусы закроются), то это соответствует «низшей передаче» (первой в традиционной трансмиссии).
Для заднего хода в вариаторе используются дополнительные решения, как правило, планетарная коробка передач, поскольку традиционный подход в этом случае неприменим.
В силу конструктивных особенностей конструкции вариатор может использоваться только на сравнительно небольших машинах (с мощностью двигателя до 220 л.с.). Это связано с большими усилиями, которые ремень испытывает во время работы. Процесс эксплуатации автомобиля с трансмиссией CVT накладывает на водителя определенные ограничения. Так что нельзя резко трогаться с места, долго ехать на максимальной или минимальной скорости, буксировать прицеп, ездить по бездорожью.
Плюсы и минусы коробок CVT
Как и у любого технического устройства, у вариаторов есть свои достоинства и недостатки. Но справедливости ради надо учитывать, что на данный момент автопроизводители постоянно совершенствуют эту трансмиссию, поэтому со временем картина обязательно изменится, и у вариаторов будет меньше неудобств. Однако на сегодняшний день трансмиссия CVT имеет следующие плюсы и минусы:
Преимущества | Дефекты |
Вариатор обеспечивает плавный набор скорости без рывков, характерный для МКПП или АКПП. | Вариатор теперь устанавливается на автомобили с мощностью двигателя до 220 л.с. Это связано с тем, что очень мощные двигатели создают чрезмерную нагрузку на приводной ремень (цепь) вариатора. |
Повышенная эффективность. Это экономит топливо и быстрее передает мощность двигателя на исполнительные механизмы. | Вариатор очень чувствителен к качеству трансмиссионного масла. Как правило, необходимо приобретать только качественные оригинальные масла, которые намного дороже своих бюджетных аналогов. К тому же менять масло нужно чаще, чем в традиционной трансмиссии (примерно каждые 30 000 км пробега). |
Значительная экономия топлива. Это результат высокого КПД и постепенного ускорения двигателя и скорости (в традиционной трансмиссии при переключении передач происходит значительный перерасход). | Сложность приводного устройства (наличие «интеллектуальной» электроники и большого количества датчиков) приводит к тому, что при малейшем выходе из строя одного из многочисленных узлов привод автоматически переводится в аварийный режим или отключается (принудительно или принудительно) аварийный). |
Высокая экологическая совместимость за счет меньшего расхода топлива. Это означает, что машины, оснащенные вариатором, соответствуют современным высоким европейским требованиям по бережному отношению к окружающей среде. | Сложность ремонта. Часто даже незначительные проблемы с эксплуатацией или ремонтом вариатора могут привести к тому, что сложно найти мастерскую и специалистов по ремонту данного агрегата (особенно это актуально для небольших городов и поселков). А стоимость ремонта вариатора намного выше, чем у традиционной МКПП или АКПП. |
Электроника, управляющая приводом, всегда выбирает оптимальный режим работы. То есть трансмиссия всегда работает в самом деликатном режиме. Следовательно, это положительно сказывается на износе и сроке службы устройства. | Запрещается буксировать прицеп или другое транспортное средство на машине с вариатором. |
Запрещается буксировать прицеп или другое транспортное средство на автомобиле с вариатором. Также невозможно буксировать сам автомобиль с выключенным двигателем. Исключение составляет случай, если вы повесите ведущий мост на эвакуатор.
CVT коробка передач: плюсы и минусы
Аргументы в пользу нового типа КПП обычно приводятся ниже.
Плюсы CVT КПП:
- Плавный разгон, без рывков и так называемых «провалов».
- Благодаря характеристикам устройства выброс вредных веществ в атмосферу ниже, чем у АКПП и МКПП.
- По сравнению с механикой вариатор запускается намного плавнее.
- За счет отсутствия необходимости переключать передачи автомобиль разгоняется значительно быстрее.
- При разгоне нет шума.
- У машины с вариатором всего две педали управления.
- Вариатор намного дешевле.
- Благодаря многочисленным значениям скорости двигатель не глохнет даже в пробке.
Несмотря на столь весомые преимущества, некоторые автовладельцы категорически против коробки вариатора. Причины этого представлены ниже.
Минусы CVT КПП:
- Автомобиль с трансмиссией CVT не может долго двигаться на полной скорости.
- Из-за сложной электроники даже повреждение одного датчика выведет из строя всю коробку передач.
- Вариатор плохо переносит резкую и интенсивную езду и может выйти из строя из-за частых торможений и крутых поворотов.
- Вариатор считается довольно экстравагантным в обслуживании (например, менять масло и фильтры нужно каждые 30 тыс. Км).
- Для обслуживания используется дорогая смазка, которая сказывается на сроке службы ремня.
- Вариатор устанавливается только на автомобили с двигателями до 220 л.с.
- Ремонт вышедшего из строя вариатора стоит дорого и найти специалистов в этой области сегодня достаточно сложно.
CVT коробка передач – отзывы
Отзывы о коробке вариатора в основном положительные, что совсем не удивительно: в основном их используют те, кто перед покупкой тщательно взвесил все за и против и сделал выбор в пользу коробки передач CVT. Многие замечают плавный набор скоростей, достигнутый благодаря отсутствию ступенек. Но в то же время начало может показаться несколько «задумчивым».
Что касается опасений, связанных с дорогостоящим обслуживанием, большинство автомобилистов говорят, что информация о высокой стоимости запасных частей и ремонта сильно преувеличена и на самом деле обслуживание вариатора будет стоить примерно столько же, сколько и стоимость ремонта.
Мы проанализировали тип коробки передач вариатора: что это такое, какими особенностями обладает эта коробка передач, ее достоинства и недостатки. Благодаря продуманной конструкции и гибкой регулировке бесступенчатая трансмиссия обеспечивает абсолютно плавный ход автомобиля и предотвращает глохнет даже в хвостовой части, что является большим плюсом. Главный недостаток такой системы – дорогое обслуживание и ремонт. Следовательно, сделать выбор в пользу коробки передач CVT, выбрать более привычный и похожий автомобиль или отдать предпочтение простой и понятной механике каждый решает сам. Выбирать следует исходя из вашего обычного стиля вождения и требований, которые вы предъявляете к своей машине.
Возможные проблемы эксплуатации
На практике владельцы автомобилей с вариатором сталкиваются с тремя основными проблемами.
- Изношены конические подшипники. Причина этого явления банальна: контакт с продуктами износа (металлической стружкой) или мусором на рабочих поверхностях. Гул вариатора сообщит автовладельцу о проблеме. Это может происходить на нескольких пробегах – от 40 до 150 тысяч километров. По статистике это очень плохо для Nissan Qashqai. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо регулярно менять трансмиссионное масло (по рекомендациям большинства автопроизводителей это нужно делать каждые 30… 50 тысяч километров).
Насос и редукционный клапан - Отказ клапана сброса давления масляного насоса. Вы будете проинформированы об этих рывках и рывках автомобиля как при трогании с места и торможении, так и при плавной и плавной езде. Причина выхода из строя, скорее всего, кроется в самих продуктах износа. Из-за своего внешнего вида клапан заблокирован в промежуточных положениях. В результате давление в системе начинает скакать, диаметры ведущего и ведомого шкивов не синхронизируются, из-за этого ремень начинает проскальзывать. При ремонте обычно меняют масло и ремень и шлифуют шкивы. Профилактика неисправностей такая же: вовремя меняйте трансмиссионное масло и фильтры, а также используйте качественные масла. Помните, что вариатор необходимо заливать трансмиссионным маслом типа CVT (обеспечивает необходимую вязкость и «вязкость»). Масло регулируемой скорости выделяется для обеспечения стабильной работы «мокрого» сцепления. Кроме того, он более липкий, что обеспечивает правильное сцепление между шкивами и приводным ремнем.
- Проблемы с рабочей температурой. Дело в том, что привод очень чувствителен к диапазону рабочих температур, в частности к перегреву. За это отвечает датчик температуры, который при превышении критического значения переключает привод в аварийный режим (устанавливает ремень в центральное положение на обоих шкивах). Для принудительного охлаждения вариатора часто используется дополнительный радиатор. Чтобы не перегреть привод, старайтесь долго не ездить на максимальной или минимальной скорости. Также не забудьте очистить радиатор охлаждения вариатора (если он есть в вашем автомобиле).
Принципиальное устройство
Как уже упоминалось выше, бесступенчатая трансмиссия довольно сложна. Поскольку изменение передаточного числа внутри него происходит плавно и непрерывно, коробка передач должна быть оснащена рядом дополнительных элементов, выделяющих этот агрегат среди всех остальных. К основным элементам приводов принято относить:
- Механизм включения: дисковая муфта и электромагнитная муфта / гидротрансформатор;
- Первичный и вторичный шкивы;
- Пояс;
- Система контроля;
- Узел отвечает за обратное;
- Главная передача;
- Дифференциальный.
Сразу замечаем, что перечень элементов бесступенчатой трансмиссии не дает представления о том, как эта трансмиссия должна работать. Дело в том, что вариатор правильнее классифицировать по типу трансмиссии. Эта классификация даст читателю представление о том, чем одни бесступенчатые трансмиссии будут отличаться от других. Начнем с менее распространенных типов:
- Электрическая трансмиссия. Двигатель внутри вращает генератор, а электродвигатели реагируют на вращение колес. Такая трансмиссия используется в транспорте от Белаза, а также в моделях ЗИС-154 и ДЭТ-250. Это трансмиссия для узкоспециализированного транспорта;
- Гидростатическая трансмиссия. В такой трансмиссии двигатель вращает гидравлический насос, который нагнетает масло в гидромоторы – колеса вращаются. Эта трансмиссия до сих пор используется, например, в комбайнах.
- Гидродинамическая трансмиссия (гидротрансформатор). Устройство колес с лопастями, передающими масло между ними. Устройство немного увеличивает крутящий момент (максимум до 2,5), но работает довольно плавно. Действительно, это основа современных автоматических трансмиссий;
Особняком стоит вариатор, который является наиболее распространенным типом бесступенчатой трансмиссии. Суть работы вариатора сводится к передаче крутящего момента через промежуточное тело, которым обычно является ремень. Промежуточное тело может быть перенесено в любую из точек переменного радиуса одного или двух колес одновременно: направляющую и канал. Таким образом, можно изменить передаточное число, но подробно принцип работы такой системы мы рассмотрим чуть позже. Сегодня наиболее распространенной в автомобильной промышленности является бесступенчатая трансмиссия с клиноременным механизмом. Обычно его называют просто клиноременной передачей. Еще о нем.
Дополнительные сведения о вариаторе
Многие специалисты считают, что вариаторная трансмиссия на сегодняшний день является наиболее совершенным типом трансмиссии. Поэтому есть все предпосылки к тому, чтобы вариатор постепенно заменил АКПП, так как последняя со временем уверенно заменяет МКПП. Однако, если вы решили купить автомобиль, оснащенный вариатором, необходимо помнить следующие важные факты:
- вариатор не рассчитан на агрессивный стиль вождения (резкое ускорение и замедление);
- в вариаторе обязательно своевременно менять трансмиссионное масло (и использовать только качественное оригинальное масло).
- на автомобиле, оборудованном вариатором, категорически не рекомендуется длительное движение на предельно низких и предельно высоких скоростях (это приводит к значительному износу агрегата);
- ремень вариатора боится значительных ударных нагрузок, поэтому рекомендуется передвигаться только по ровной поверхности, избегая проселочных дорог и внедорожников;
Перед покупкой автомобиля с коробкой вариатора нужно быть готовым к его эксплуатационному состоянию. Это будет стоить вам дороже, но стоит удовольствия и комфорта, которые предлагает вариатор. Тысячи автомобилистов сегодня используют трансмиссии CVT и их количество постоянно растет.
Отзывы о CVT коробке передач
Напоследок мы собрали для вас реальные отзывы владельцев автолюбителей, автомобили которых оснащены вариатором. Мы представляем их вашему вниманию, чтобы вы имели наиболее четкое представление о целесообразности выбора.
Положительные отзывы | Плохие отзывы |
К вариатору надо привыкать. У меня сложилось субъективное впечатление, что как только газ выходит, машина останавливается намного быстрее, чем на машине (скорее всего происходит моторный тормоз). Для меня это было непривычно, люблю кататься на светофоре. И из плюсов: на движке 1.5 странная динамика (не по сравнению с Supra, а по сравнению с обычными машинами с 1.5) и снижен расход топлива. | Всем, кто хвалит вариатор, никто не может аргументированно объяснить, почему он лучше современной современной гидромеханики, даже плавной 6-7 ступени, то есть ответ простой, ничего, даже хуже (написано выше в статье). Просто эти люди купили вариатор не потому, что он лучше пулемета, а потому, что машина, которую они решили купить, шла не с настоящей машиной. |
Вариатор дешевле машины с автоматом (сравниваю не с Селикой, а с любой другой машиной с двигателем 1.3 | Вариатор не радует. Конечно, интересное развитие событий. Но, поскольку весь мировой автопром отходит от повышения надежности в современных агрегатах, от вариксов (впрочем, как и роботов) ничего ожидать не приходится. Разве что переходить на потребительское отношение к машине – купил, 2 года по гарантии проехал, слил, купил новую. К чему они, собственно, и приводят. |
Плюсы: Более быстрое и безопасное ускорение, чем у автоматов и механики (если механик не является мастером спорта по автогонкам). Экономичность (Фит-5,5 л, Интегра-7 л, как по трассе) | Зачем вам вариатор, когда давно изобретен «классический» автомат – плавный и сверхнадежный? Предлагается только один вариант: чтобы снизить надежность и получить достаточно от продажи запчастей. И вот мужик, 100 тысяч машина проехала – все, пора идти на помойку. |
Прошлой зимой ездил на сивике с вариатором, на льду проблем не было. Вариатор действительно дешевле и динамичнее автомобиля. Главное, чтобы вы его получили в хорошем состоянии. Ну а услуга чуть дороже – это плата за удовольствие от вождения | Короче вариатор = геморрой, одноразовый автомобильный маркетинг, мультик. |
Седьмой год на вариаторе: полет отличный! | Машинка старая такая же надежная как ак47, нафик эти варики |
Как видите, большинство людей, хотя бы раз попробовавших водить вариатор, по возможности не отказываются от этого удовольствия. Однако выводы делать можете только вы.
Итоги
Вариатор, хотя и более сложный и дорогой в обслуживании, на сегодняшний день по-прежнему остается лучшей трансмиссией для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. И со временем цена на автомобили, оснащенные ею, снизится, а надежность такой системы повысится. Поэтому описанные ограничения будут сняты. Но сегодня не забывайте о них и пользуйтесь автомобилем по рекомендациям производителя, тогда коробка SVT долго верой и правдой будет служить самой машине.
Be the first to comment on "Как это устроено: коробка-вариатор"