Выбирая технические жидкости для автомобиля, уделите внимание тому, какая маркировка моторного масла нанесена на приглянувшуюся канистру. Это связано с тем, что они предназначены для работы в условиях, которые отличаются. По этой причине ошибка при выборе способна нанести вред двигателю и снизить эксплуатационный ресурс.
Основные виды моторных масел
Если советские производители не баловали автовладельцев большим разнообразием технических масел, то сейчас выбор настолько велик, что неопытному водителю несложно запутаться при покупке.
Сразу обратим внимание — приобретайте моторное масло, которое будет соответствовать типу двигателя автомобиля (бензиновый/дизельный).
Для этих силовых агрегатов характерны отличающиеся по температуре и давлению технических жидкостей режимы работы, по этой причине и состав масла будет разным. Отметим, что существуют и универсальные варианты, но их применение для двигателей, отработавших большое количество моточасов, нежелательно.
Все виды этих технических жидкостей представляют собой смесь минеральной основы и определенного набора присадок, которые и определяют основные эксплуатационные характеристики масла. Можно выделить три основных типа таких составов:
- Минеральное масло получают в результате перегонки нефтепродуктов, поэтому обеспечить его стабильный состав крайне сложно, все зависит от используемого сырья. В масло этого типа входят различные углеводородные соединения, которые и определяют базовые вязкостные характеристики. Чтобы предотвратить негативное воздействие нафтенов, парафинов в основу добавляют заглушивающие присадки. Но стоит отметить, что в процессе эксплуатации они теряют свои свойства, выгорают.
По этой причине минеральное масло рекомендуется менять не реже, чем после 5-6 тысяч километров пробега. Отметим и тот факт, что в зимних условиях такие жидкости склонны к снижению вязкости, что может привести к затруднениям при запуске двигателя.
- Синтетика — продукт полностью искусственного происхождения, полученный в результате синтеза различных веществ. Благодаря этому удалось подобрать наиболее рациональные составы для эксплуатации в различных условиях. Среди преимуществ таких жидкостей стоит выделить несклонность к изменению вязкости в случае резких перепадов температур.
Кроме того, моторные масла этой категории обладают хорошей текучестью при морозе, что позволяет снизить нагрузку на двигатель при запуске. Именно благодаря этому мотор на синтетике обычно способен прослужить дольше.
Единственный минус — более высокая цена, но такие затраты вполне оправданы.
- Полусинтетика представляет собой смесь минерального масла (50-70%) и синтетики (30–50%). Благодаря такому решению удалось совместить преимущества обоих типов технических жидкостей и устранить присущие им жидкости. Так, по своей стабильности полусинтетика превосходит минералку, а вот по склонности к образованию нагара существенно выигрывает и синтетических масел.
Такой выбор вполне оправдан в тех случаях, когда машина не будет эксплуатироваться при морозе в 20 градусов и ниже, кроме того, владельцам машин со значительным пробегом также стоит отдавать предпочтение именно этому маслу, а не синтетике.
Обратите внимание — в продаже можно найти масла для зимней и летней эксплуатации, кроме того, есть и все сезонные жидкости, применение которых допустимо в условиях с разнообразным климатом.
Правда, для машин с серьезным пробегом стоит все-таки выполнять сезонную замену, а не использовать универсальные масла. Обязательно обращайте внимание на этот показатель.
Что такое показатель вязкости масла по SAE
Общепринятого стандарта, по которому выполняется маркировка масла, просто не существует.
Но особое внимание при выборе следует уделять вязкостным характеристикам этих технических жидкостей. Именно от этого показателя зависит, как будет заводиться автомобиль зимой, будет ли он склонен к перегреву при наличии высоких летних температур.
Всеми основными производителями применяется маркировка моторных масел по SAE, именно этот стандарт позволяет оценить вязкость жидкости, пригодность к эксплуатации в различных условиях. Надпись на этикетке позволяет определить возможность проворачивания коленвала силовой установки и общую способность прокачивания при определенных критических температурах окружающего воздуха.
Значение маркировки определяется буквенными или буквенно-цифровыми надписями на канистры. Рекомендуем сохранить для себя следующую таблицу.
Маркировка | 0W | 5W | 10W | 15W | 20W | 25W |
Возможность проворачивания коленвала | -30°С | -25°С | -20°С | -15°С | -10°С | -5°С |
Гарантированное прокачивание масла | -40°С | -35°С | -30°С | -25°С | -20°С | -15°С |
Отметим, что эти обозначения применяются именно в том случае, когда необходима маркировка зимнего и всесезонного моторного масла. Летние технические жидкости легко определить по отсутствию буквы W на этикетке.
Вторая цифра, например, на канистре моторного масла 5w30, показывает способность жидкости справляться с работой в высокотемпературных режимах. Чем выше это значение, тем меньше склонность к снижению вязкости и утрате своих эксплуатационных свойств при значительном перегреве двигателя. Так, масла серий SAE50 вполне справятся со смазкой всех деталей двигателя при температуре окружающего воздуха в пределах 45 градусов и даже более. Минимальным считается показатель 30, который предполагает, что применение такого типа жидкостей нежелательно при температурах выше 20 градусов.
Если говорить о маслах различных сезонных категорий, то стоит отметить, что зимние варианты обладают повышенной текучестью, позволяющей упростить запуск двигателя. Для летних характерна способность без проблем выдерживать высокотемпературные режимы работы, а всесезонные собрали в себе все преимущества обоих типов технических жидкостей, правда, только в средних значениях.
Стоит отметить, что в случаях, когда была правильно подобрана маркировка зимнего моторного масла или его летних модификаций, удается сократить расход топлива на 2–5%.
При этом задумываться о необходимости капитального ремонта силового агрегата придется гораздо позже.
Что обозначает маркировка API
Еще один стандарт классификации с общемировым признанием. Эксплуатационные характеристики масла API оцениваются представителями американского института нефти, на основании которых и определяется рекомендованная сфера применения технических жидкостей. Следует отметить, что маркировка в основном используется производителями из США и стран Азиатского региона. Но в последнее время к ней прибегают и европейские компании, которые поставляют продукцию на эти рынки.
Значение маркировки определяется комбинацией букв и цифр, специалисты различают две основных категории составов:
- Service (S) — надпись свидетельствует о том, что масло может применяться для легковых и коммерческих автомобилей, внедорожников, микроавтобусов, укомплектованных бензиновыми силовыми агрегатами. После этого обозначения стоит буква английского алфавита (от A до N), которая показывает версию спецификации в зависимости от времени, когда в состав были внесены улучшающие изменения. Более современные спецификации свидетельствуют о том, что эксплуатационные характеристики смазывающей жидкости находятся на высоком уровне. Масла с индексами J, L, N успешно справляются с современными двигателями, обладающими сложной конструкцией. Отметим, что владельцы старых автомобилей предпочитают использовать масло ранних спецификаций, в том числе и тех, что уже отменены. Но производители уверяют, что такой необходимости не существует, новые составы также эффективно справятся с задачей.
- Commercial (С) — категория масла, применяемая для коммерческих и грузовых автомобилей, двигатели которых работают на дизельном топливе. Характерный уровень эксплуатационных показателей также определяется при помощи буквенных обозначений, аналогичных применяемым для масел категории S. Отличие в маркировке заключается в наличии цифр 2 или 4, которые обозначают тип двигателя, в котором может использоваться эта смазывающая жидкость (двух- или четырехтактные).
Стоит отметить тот факт, что для легковых автомобилей, укомплектованных дизельными силовыми агрегатами, отдельная категория масла не предусмотрена. Для них используют универсальные составы, маркируемые как S/C.
Учитывая то, что ряд категорий была отменена, сейчас применяют масла со следующей аббревиатурой:
Для бензиновых двигателей | SN | SM | SL | SJ | SH | SG | SF |
Год введения в эксплуатацию | 2010 | 2004 | 2001 | 1997 | 1994 | 1989 | 1980 |
Для дизельных двигателей | CJ-4 | CI-4 | CH-4 | CF-2, CF, CG-4 | CF-4 | CE |
Год введения в эксплуатацию | 2010 | 2004 | 1998 | 1994 | 1990 | 1983 |
В соответствии с устоявшимся порядком маркировка выполняется в виде графической этикетки круглой формы, на которую наносятся следующие надписи:
- В верхней части расположено обозначение по классификации API с обозначением категории масла (для бензиновых, дизельных двигателей или универсальное), а также его эксплуатационные характеристики в соответствии с установленной спецификацией.
- Центральную часть круга занимает показатель низко- и высокотемпературной вязкости, что подтверждает большую важность этих характеристик при выборе средств для определенных климатических условий эксплуатации машины.
- По нижнему краю обычно размещены надписи разных типов, например, Resource Conserving, подтверждающих, что состав относится к разряду экологичных и энергосберегающих. Кроме того, можно встретить и обозначения типа CI-4 Plus, указывающее, что масло отличается более высокой степенью защиты от отложений нагара и более устойчиво к воздействию различных нагрузок по сравнению со средствами стандартной категории.
Практика эксплуатации различных марок и моделей автомобилей независимо от года выпуска или страны сборки показала, при правильном подборе смазочных материалов с учетом всех характеристик и условий применения удается серьезно увеличить рабочий ресурс силовых агрегатов, сократить расход топлива, уберечь от внепланового ремонта.
Другие международные классификации масел
Стоит отметить, что наряду с этими основными классификационными системами, расшифровка особенностей масел может быть указана в соответствии с другими стандартами. Среди основных вариантов такой маркировки следует выделить следующие.
Отечественная классификация
Начнем, пожалуй, с отечественных стандартов, ведь продукция российских производителей пользуется весьма высоким спросом. Это связано в основном с тем, что масла для разных типов двигателей можно купить существенно дешевле по сравнению с импортными аналогами. При этом особых отличий, особенно при эксплуатации неприхотливой к обслуживанию техники, выявить не удается.
Сразу скажем, что до сих пор действует еще советский ГОСТ 17479.1-85, в который практически не вносились никакие изменения.
Отметим, что даже в этом случае маркировка позволяет получить информацию о степени вязкости масла, допустимом сезоне применения, а также общую категорию технической жидкости.
Основной показатель связан с сезонным назначением, которое зависит от вязкостных характеристик. Различают следующие виды смазочных материалов:
- Летние, степень высокотемпературной вязкости у которых обозначается четными цифрами в диапазоне 6–24. Тем больше показатель, тем выше вязкостные характеристики.
- Зимние, степень загустения при отрицательных температурах которых выражается коэффициентами 3з/4з/5з/6з.
- Всесезонные, маркировка которых выполнена по комбинированной схеме с указанием зимних и летних характеристик.
Как и в зарубежных классификациях предусмотрено четкое распределение масел для бензиновых и дизельных двигателей. В первом случае на этикетке будет стоять цифра 1, а во втором — 2.
Отметим, что предусмотрено распределение на категории и по эксплуатационным характеристикам. Разные классы помечаются буквами А–Е.
В качестве примера рассмотрим, что обозначает маркировка нескольких типов моторных масел:
- М-5зГ1 — зимнее масло для бензиновых двигателей с коэффициентом вязкости 5з, эксплуатационные характеристики соответствуют группе Г.
- М-8Г2 — летнее масло для дизельных силовых агрегатов, соответствует по показателям группе Г, коэффициент вязкости 8.
Применяемая в соответствии с ГОСТ классификация позволяет точно определить показатели широкого круга масел, используем для двигателей внутреннего сгорания.
Классификации ACEA
Своей собственной классификацией пользуется Ассоциация Европейских производителей. Расшифровка надписей даст вам представление о сфере применения масла, его основных характеристик. Вся продукция этой категории разделена на следующие классы:
- Е — продукция для грузовых автомобилей, укомплектованных дизельными двигателями. Наибольшее применение получили составы с цифровыми коэффициентами до 12.
- С — для силовых установок, работающих на дизельном топливе или бензине, укомплектованных катализаторами отработанных газов. Класс также определен цифровым коэффициентом.
- А/В — универсальные масла, получившие применение в двигателях легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей, работающих на разных типах горючего.
В отдельных случаях маркировка по этой классификации может дополняться годом введения данного класса технической жидкости в действие.
Классификация ILSAC
Введение такой маркировки было осуществлено благодаря усилиям американских и японских производителей. Стандарт мало распространен, используется в основном для обозначения азиатской продукции.
Можно сказать, что основное назначение ILSAC связано с желанием адаптировать критерии API и ACEA для автопроизводителей из Японии. Всего различают 5 основных классов, которые по характеристикам полностью соответствуют продукции с маркировкой API. Единственное отличие — все масла стандарта ILSAC относятся к категории всесезонных и энергосберегающих.
Для японских автомобилей стоит использовать следующие технические жидкости:
- GF-4, GF-5 по своим характеристикам соответствующие маслам категорий SM и SN.
- GF-3 действует с 2001 года, считается аналогом API SL.
- GF-2 обладает вязкостью AE 0W-20/5W-20, по показателям сравним с API SJ.
- GF-1 — на текущий момент неиспользуемая категория, считается аналогом API SH, вязкость SAE 0W-XX/5W-XX/10W-XX, где коэффициент высокотемпературного показателя 30–60.
Кроме того, для современных турбированных двигателей, а также для силовых агрегатов, к которым предъявляются жесткие требования по экологичности, используют класс масел JASO DX-1.
В соответствии с этой же спецификацией, для двигателей, работающих по двухтактной схеме, используют технические жидкости категорий FA/FB/FC/FD, а для четырехтактных — MA/MB. Не забыты и потребности владельцев снегоходов и гидроциклов. Требования для масел к ним изложены в спецификации NMMA.
Спецификации производителей авто
Приведенные системы согласованы и приняты именно производителями автомасел. Но кто как ни производители машин знают сильные и слабые стороны техники, выпуск которой налажен. Это стало причиной того, что ряд автоконцернов в дополнении к классификации ACEA разработали собственные спецификации и допуски.
Отметим основные из них.
Mercedes
Этот автоконцерн применяет следующие допуски:
- MB 229.1 — масла, предназначенные для двигателей, выпускаемых с 1997 года и работающих на бензине или дизельном топливе.
- MB 229.5 также используется для дизельных и бензиновых модификаций, но отличается энергосберегающими свойствами и увеличенным сроком службы.
- MB 229.31 — к этому допуску предъявлены дополнительные требования по содержанию фосфора и серы, по вязкости соответствуют категориям SAE 0W-/SAE 5W-.
Рекомендации по выбору типа масла приводят в инструкциях по эксплуатации автомобилей.
VAG
Учитывая количество выпускаемых моделей машин, у этого производителя представлен обширных перечней допусков:
- VW 500.00 — энергосберегающие жидкости, вязкость которых соответствует показателям 5W-30/10W-30/5W-40/10W-40 и ряду других марок.
- Для стандартных бензиновых двигателей, выпускавшихся до 2000 года, применяется всесезонка VW 501.01, а для турбированных используют масло, соответствующее VW 502.00.
- Показатель VW 503.00 свидетельствует, что данное масло отличается увеличенным до 30 тысяч километров периодом замены, используется для бензиновых силовых агрегатов, соответствует SAE 0W-30.
- VW 504.00 используется в автомобилях, выхлопная система которых оснащена трехкомпонентными катализаторами.
- Для дизельных двигателей используют допуски VW 505.00 (год выпуска до 2000), а также VW 505.01 для силовых агрегатов типа PDE.
- Продукция с маркировкой VW 506.00 используется для новых дизельных двигателей, отличается сроком службы в 30 и 50 тысяч километров для шести- и четырехцилиндровых установок соответственно.
- Допуск VW 506.01 рекомендован для моторов PD-TDI, также отличается увеличенным сроком замены.
Существует и ряд дополнительных вариантов, которые используются на машинах разных марок, выпускаемых концерном.
Renault
Этот производитель предлагает следующие рекомендации:
- RN0720 — новые двигатели дизельного типа, укомплектованные сажевыми фильтрами, соответствует ACEA C3 плюс.
- RN0710 — аналог ACEA A3/B4.
- RN0700 — по характеристикам сопоставим с ACEA A5/B5, ACEA A3/B4.
Требования к качеству и составу используемого масла выдвигают и другие автопроизводители — Ford и BMW, Porsche и GM, Fiat.
При выборе масла обращайте внимание на информацию, нанесенную на этикетку. Только так удастся выбрать подходящий вариант с учетом срока эксплуатации двигателя, технических особенностей конструкции.
Рекомендуем в первую очередь присматриваться к рекомендациям автопроизводителей, не забывая о показателях вязкости по SAE, а также данных по классификации ACEA.
Отметим, что отдельные производители в нижнем ценовом сегменте, стараются наполнить этикетки товаров большим количеством информации, которая не относится ни к одному общемировому стандарту. К таким составам стоит относиться с осторожностью.
Чтобы обеспечить нормальный срок службы силового агрегата, сократить количество поломок, гарантировать эксплуатацию в различных климатических условиях, следует выбирать продукцию проверенных производителей, в том числе и отечественных.
Be the first to comment on "Маркировка моторного масла — классификация и расшифровка"