Все современные автомобили оснащены небольшим прибором для контроля уровня кислорода в выхлопных газах – лямбда-зондом. В случае выхода катализатора из строя, что является дорогостоящим, катализатор удаляют. А чтобы машина не переходила в аварийный режим, поставили фаркоп лямбда-зонда. Вы узнаете, какие бывают типы этого устройства и как правильно его настроить.
Зачем нужна обманка лямбда зонда
это небольшое устройство, которое имитирует стандартный уровень кислорода в автомобиле. Такое устройство устанавливается на легковые, грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику.
Как в автомобиле работают кислородные датчики.
- Кроме того, многие современные автомобили оснащены вторым лямбда-зондом, который находится за катализатором. Основная функция катализатора – очистка выхлопных газов, а второй датчик контролирует работу устройства. Если катализатор выходит из строя на основании показаний лямбда-зонда, ЭБУ регистрирует неисправность катализатора и переходит в аварийный режим.
- Бензин в автомобиле горит в камере внутреннего сгорания. Для эффективного расхода топлива концентрация топливовоздушной смеси должна составлять 14,7: 1. Уровень топлива и кислорода можно определить по выхлопным газам, образующимся при сгорании топлива. Лямбда-зонд измеряет концентрацию кислорода в выхлопных газах, подает сигнал на электронный блок автомобиля.
Неисправен перегретый катализатор.
- Чтобы автомобиль не входил в аварийный режим из-за выхода из строя датчика или в случае выхода из строя катализатора, вместо датчика на автомобиль можно установить его механическую смесь или электронный эмулятор. Основная задача этого устройства – послать сигнал электронному блоку о том, что система работает правильно.
Наличие второго лямбда-зонда – требование современных экологических стандартов EURO-3/4/5. По закону при выходе из строя катализатора данное устройство необходимо срочно отремонтировать, а перед ремонтом автомобиль нужно перевести в аварийный режим.
Механические обманки
Для имитации показаний лямбда-зондов могут быть установлены устройства механического обмана. Недорого – в пределах 500-1000 руб. Теоретически это можно сделать самостоятельно, но для этого потребуются особые навыки, опыт и оборудование. Поэтому многие водители сразу покупают готовое устройство (ведь оно недорогое). Ниже мы узнаем, как работает механическая сцепка лямбда-зонда и как правильно установить его на автомобиль.
Как работает
Механическая навеска представляет собой цилиндрическое стальное устройство, внутри которого запрессован небольшой катализатор. Это работает следующим образом:
- Уловка устанавливается поверх нормально исправного лямбда-зонда, считывающего показания газа.
- Во время разряда газ попадает в смесь, фильтруется до необходимых значений, которые фиксируются зондом.
- На центральный процессор отправляется сигнал о том, что двигатель и катализатор работают нормально.
- Автомобиль работает в штатном режиме, вероятность перевода автомобиля в аварийный режим исключена.
Механическая сцепка устанавливается на зонд с помощью специальной опоры, которая надежно фиксирует его на датчике. Для дополнительной фиксации не нужно использовать припой, клей или скотч. Срок годности механической смеси варьируется, но в большинстве случаев составляет 30-50 тысяч километров. По истечении этого периода катализатор забивается и перестает эффективно фильтровать газы. В такой ситуации необходимо заменить старую заглушку на новую, чтобы получить правильные результаты на щупе.
Как выбирать
Основное преимущество механического эмулятора в том, что он универсален – такое устройство можно установить на любую марку автомобиля. Однако учтите, что trompe l’oeil отличается по классу экологической безопасности EURO. Поэтому при выборе эмулятора нужно выбрать устройство соответствующего класса. Оптимальный алгоритм действий следующий:
- Проверьте документацию на свой автомобиль. В разделе о конструкции выхлопной системы вы узнаете, к какому классу относится ваш автомобиль (EURO-3, 4 или 5).
- Если вы будете устанавливать устройство самостоятельно, найдите устройство подходящего класса на сайте или у продавца в магазине. Экологический класс обычно указывается на упаковке.
- Если трюк установит сторонний человек (например, слесарь), просто скажите ему класс или передайте документ в машину – он сам выберет и установит устройство.
В продаже можно найти керамические trompe l’oeil, но они обладают посредственной прочностью. Поэтому лучше отдать предпочтение прочному устройству из стали.
Как устанавливать механическую обманку пошагово
На втором лямбда-зонде установлена механическая заминка, чтобы не допустить перевода автомобиля в аварийный режим в случае выхода из строя катализатора. Важно, чтобы сам кислородный датчик работал, так как он должен посылать сигнал на центральный процессор. Сама установка занимает не более 20 минут:
Шаг 1. Поставьте машину на рампу, выключите все системы двигателя. Если автомобиль недавно ехал, подождите 5-10 минут, пока температура в выхлопной системе не вернется к норме.
Шаг 2. На выхлопной системе найдите катализатор, который выглядит как выпуклость в трубе. За катализатором вы найдете втулку, из которой выходит резьба – это второй нужный нам датчик выхлопных газов.
Шаг 3. Осторожно откручиваем лямбда-зонд, устанавливаем на него механический блендер и ввинчиваем обратно в трубку. Кромку обрабатывать не нужно – смесь должна ложиться на край щупа.
Шаг 4: Сделайте тест-драйв. Обратите внимание на показания датчиков на электронном блоке – они должны соответствовать штатным показателям.
После установки эмулятор сразу запускается (не запускается). Поэтому водителю не нужно выполнять тестовый запуск двигателя – правильные показания должны сразу отображаться на ЭБУ.
Электронная обманка лямбда зонда
Электронный эмулятор также может использоваться для имитации правильного считывания показаний датчика. Такое устройство также стоит в пределах 1 тысячи рублей, а простейший вариант эмулятора можно собрать и подключить своими руками. Есть два основных типа:
- Самый простой прибор по модели «резистор-конденсатор». Это небольшая перемычка, установленная на работающем лямбда-зонде. Собрать такое устройство своими руками возможно, однако при выборе необходимо учитывать показатели емкости и напряжения на датчике (у щупов они могут быть разными). Срок годности эмулятора зависит от качества деталей. В среднем это 20-30 тысяч километров, хотя при некачественной сборке он может сломаться намного быстрее.
- Автономное устройство на микросхеме. Устройство этого типа представляет собой микросхему, которая также напрямую подключена к лямбда-зонду. Самостоятельно собрать такое устройство невозможно, хотя микросхему можно купить во многих магазинах (обычно она не стоит дороже 1000 рублей). Срок службы микросхемы 30-50 тысяч километров в зависимости от качества запчасти. В продаже можно найти устройства с большим пробегом. Однако в большинстве случаев это обман.
Эмулятор представляет собой универсальный чип, хотя его можно приобрести только в магазине. Но прибор по модели резистора можно спаять и самостоятельно, но в этом случае придется подбирать его под конкретный лямбда-зонд.
Как работает
- Показание газа определяется вторым лямбда-зондом. Происходит это так: газ попадает в чувствительную камеру и в зависимости от чистоты состава генерируется ток с определенными физическими показателями (сила, напряжение).
- Ток по проводам передается на электронный блок управления автомобилем. Кратко анализируются текущие данные и в зависимости от показателей процессор решает, в каком состоянии находится катализатор.
- Эмулятор (самодельный или автономный) можно впаять в провод, соединяющий чувствительную головку зонда с электронным блоком. Сделать это можно с помощью самой обычной изоленты.
- После сварки эмулятор сам выдаст ток с нужными показателями. В дальнейшем модифицированный ток поступает в электронный блок управления и машина будет думать, что катализатор исправен.
Как выбирать
- Самостоятельные устройства на микросхемах более доступны по цене. Они могут независимо генерировать ток в требуемых пределах, и каждое устройство указывает, для каких моделей подходит автономный эмулятор. Микросхема имеет компактные размеры и часто оснащается замком, предохраняющим ее от механических повреждений.
- Самодельное устройство по схеме «резистор-конденсатор» собирается с учетом физических показателей тока, генерируемого пробником. Эти показатели обычно привязаны к конкретному производителю автомобилей. Например, для автомобилей Mitsubishi следует покупать конденсатор на 4,5-5 мкФ и резистор на 0,2-0,3 Вт.
Примечание! И самодельные, и автономные эмуляторы подключаются одинаково – монтируются в разомкнутой цепи автомобильного лямбда-зонда. Однако конкретная установка микросхемы устройства может иметь некоторые особенности: более подробный алгоритм установки указан в инструкции к устройству.
Как сделать электронный эмулятор своими руками + схема
Сделать простейший электронный эмулятор по схеме «резистор-конденсатор» можно своими руками. Для этого вам понадобится схема, конденсатор, резистор, провод и паяльник. Схема подключения устройства будет указана ниже, а сначала разберем, как паять эмулятор своими руками:
- Возьмите кусок проволоки и аккуратно зачистите оба конца. Если в ближайшее время не заняться монтажными работами, края лучше не чистить.
- Припаиваем резистор к проводу. Учтите, что рекомендуется размещать его на проволоке на небольшом расстоянии от края.
- Припаиваем конденсатор к проводу. Он должен быть близко ко второму краю. Между резистором и конденсатором должен быть большой кусок провода.
Примерная схема устройства
(На рисунке эмулятор уже подключен к лямбда-зонду – для удобства мы выделили красным, какую схему необходимо собрать.)
Как устанавливать
Эмуляторы чипов монтируются аналогично. Для установки вам понадобится само устройство, нож и изолента. Чтобы не повредить оригинальный лямбда-зонд, эмулятор необходимо подключить к соответствующим проводам (для удобства они окрашены в разные цвета)
- Установите автомобиль на эстакаду, отключите все системы автомобиля. Также отключите минусовую клемму аккумулятора, так как от него работает лямбда-зонд (иначе есть риск получить удар током при отключении прибора).
- Найдите на машине второй лямбда-зонд – он находится за катализатором возле конца выхлопной трубы. Осторожно открутите резину, пока инструмент полностью не отсоединится. Напомним, что катализатор выглядит как небольшая выпуклость на трубе.
- Найдите второй край лямбда-зонда – он выглядит как провод с утолщением на конце, который через разъем подключается к электронному блоку управления автомобилем. Осторожно отсоедините датчик от ЭБУ: для этого возьмитесь за его край и осторожно потяните на себя: разъем должен легко отсоединиться.
- Чтобы смонтировать самодельное устройство, зачистите сигнальный контакт (обычно синий), подключите к нему эмулятор. Выполните установку так: резистор необходимо подключить последовательно с синим проводом, а конденсатор – параллельно. В этом случае конденсатор необходимо подключить последовательно с основным проводом (его обычно называют заземлением, но он окрашен в серый цвет).
- Прикрепите эмулятор к краям земли и сигнальному проводу с помощью изоленты (ее нужно наклеить в 2 слоя по всей длине оголенного провода). После завершения подключения необходимо повторно подключить лямбда-зонд к ЭБУ и выхлопной трубе, а также подключить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
Шаги установки:
- Сама микросхема монтируется иначе – подробный алгоритм установки указан в инструкции к обманке. Обычно установка производится по модели последовательного подключения, а для установки нужно подключить провода соответствующей категории. Кстати, соединение проводов обычно производится с помощью соединительных колодок.
- Поставьте машину на эстакаду;
- Отсоедините клеммы;
- Снимите лямбда-зонд;
Прошивка блока управления автомобиля (ЭБУ)
Вы также можете обмануть систему контроля кислорода и топлива, перепрошив ЭБУ. В этом сценарии на электронный блок устанавливается другое программное обеспечение вместо заводского программного обеспечения. Он не контролирует работу кислородных датчиков и не переводит автомобиль в аварийный режим при отклонении от нормы топливовоздушной смеси. Что нужно знать о перепрошивке:
- Стоимость перепрошивки от 1 до 30 тысяч рублей. Все зависит от модели вашего блока управления (чем сложнее блок, тем сложнее подбирать и настраивать программы).
- Использование прошивки позволяет полностью заморозить показания со второго зонда. Поэтому автомобиль не будет переведен в аварийный режим, даже если катализатор полностью вышел из строя.
- Если ЭБУ мигает, желательно полностью удалить лямбда-датчики из системы. Однако некоторые механики указывают на то, что в этом нет необходимости, но лучше не рисковать.
- В ЭБУ разных производителей используется разное программное обеспечение. Поэтому вам придется подбирать оптимальные программы для каждого индивидуального случая.
- Сделать флешку можно своими руками. Однако лучшим вариантом будет обращение в небольшие, но надежные мастерские, где это можно сделать.
Примечание! Если прошивка некорректна, блок управления может дать сбой. Если сомневаетесь в профессионализме мастера, лучше установить фаркоп вместо перепрошивки – это намного надежнее.
Лямбда-зонд – это прибор, контролирующий концентрацию газа при сгорании топлива. На практике это устройство часто используется для контроля состояния катализатора. Если вы не хотите, чтобы ваша машина переводилась в аварийный режим из-за состояния катализатора, можно поставить фаркоп. Он бывает двух типов: механический и электронный. Стоит такое устройство до 1 тысячи рублей, а установка устройства занимает не более 20 минут. Чтобы обмануть кислородный датчик, можно также прошить блок управления (ЭБУ).
Be the first to comment on "Обманка на лямбда зонд: электронная и механическая – как сделать своими руками (+ схема)"