Особенности циркуляции охлаждающей жидкости схема и виообзор

 Система охлаждения

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

 

Многие водители знают, зачем автомобилю нужна система охлаждения и жидкость для ее циркуляции. Но не все знают, как происходит процесс перетекания тосола по трубам в систему. Если вам интересно, предлагаем узнать, как выглядит схема циркуляции теплоносителя и как проходит весь процесс.

Система охлаждения необходима для охлаждения деталей двигателя, которые при работе перегреваются. Это самый простой ответ. Но мы посмотрим глубже и сначала выясним, какие функции выполняет система охлаждения (далее СО), кроме наиболее важных:

  • нагревает масло в системе смазки;
  • охлаждает трансмиссионное масло (в случае автоматической коробки передач).
  • нагревает воздушный поток в системах отопления и вентиляции;
  • охлаждает выхлопные газы;

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Система охлаждения двигателя
Циркуляция охлаждающей жидкости (охлаждающей жидкости) необходима любому автомобилю, и если возникнут неисправности в СО, это скажется на работе автомобиля в целом. В зависимости от типа охлаждения можно выделить разные типы систем:

  • cO open (воздух);
  • комбинированный.
  • закрытый СО (жидкость);

В жидкостном режиме тепло от горячих частей двигателя отводится потоком охлаждающей жидкости. В открытом СО воздушный поток выполняет функцию охлаждения, а в комбинированном СО объединены первые два типа систем.

Но сегодня нас интересует, как именно циркулирует теплоноситель, поэтому и поговорим об этом.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Двигатель автомобиля Газель Скрыть

Функции системы охлаждения

Температура в цилиндрах при работе двигателя может достигать 800-900 градусов. Даже после нескольких секунд простоя охладителей температура двигателя повышается до недопустимого уровня. Процессы отвода тепла защищают механизмы и детали, которые также поддерживают работу машины и быстрее нагреваются.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Система охлаждения автомобиля

Однако это далеко не все функции, возложенные на работу охлаждающего контура автомобиля. Более современные разработки могут выполнять и другие виды деятельности, способствующие нормальной работе двигателя и увеличивающие его срок службы. Между ними:

  1. Воздушное отопление. Чаще всего эта функция относится к приборам отопления, кондиционирования и вентиляции.
  2. Масляное охлаждение. Без смазки автомобиль тоже может перегреться, а иногда это происходит еще и от постоянной работы двигателя, поэтому на помощь приходит охлаждающий агент.
  3. Охлаждение газов в рециркуляционном механизме.
  4. Охлаждающая жидкость в коробке передач. Рабочие жидкости в автоматическом ящике также требуют снижения своей температуры.

Для правильного выполнения поставленных задач системы охлаждения разные. Они различаются способом охлаждения. Есть три типа систем:

  1. Жидкостная система закрытого типа;
  2. Система под открытым небом;
  3. Комбинированная система.

Система охлаждения двигателя автомобиля

Самый распространенный способ охлаждения – жидкостный. Обеспечивает равномерное распределение холода и минимальный рабочий шум.

 

Температурный защитный термостат

Термостат – это компонент, который напрямую влияет на регулирование температуры двигателя. Открытие короткого и длинного клапанов контура охлаждения увеличивает или уменьшает количество жидкости, циркулирующей между насосом, головкой двигателя и радиатором. Традиционный термостат регулирует открытие клапана с помощью биметаллических элементов и пружин. Также устанавливаются электронные хронотермостаты. Открытие клапанов – это реакция на данные с датчиков, определяющих кратковременные параметры нагрузки и температуры.

Схема циркуляции ОЖ

  1. Контур циркуляции теплоносителя состоит из большого и малого круга. Пока двигатель холодный, охлаждающая жидкость не циркулирует по большому кругу. Маленький круг ограничен рубашкой охлаждения и радиатором. Термостат не откроется, пока двигатель не прогреется и температура не достигнет необходимого уровня. Также при циркуляции по небольшому кругу термостат перекрывает подачу жидкости к радиатору.
  2. Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

    В целом так выглядит СО двигателя автомобиля

  3. Небольшой круг позволяет меньшему количеству жидкости циркулировать в охлаждающем контуре. Поэтому двигатель быстрее прогревается. После достижения критической точки термостат открывается, и горячая жидкость попадает в большой круг циркуляции. Его движение происходит сверху вниз. Избыточное тепло от обдува выводится из двигателя наружу. Задача термостата – реагировать на температуру охлаждающей жидкости и защищать двигатель от перегрева.
  4. Затем охлаждающая жидкость подается непосредственно в двигатель. Он быстрее нагревается, обеспечивая тем самым прогрев двигателя. Радиатор становится необходимым только тогда, когда жидкость достигает определенной температуры. Когда температура охлаждающей жидкости становится высокой, термостат открывается, и охлаждающая жидкость течет по большому кругу вращения.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

«Газель»

Итак, схема циркуляции охлаждающей жидкости (Газель Бизнес не исключение) по своей сути довольно проста. Охлаждение осуществляется в основном в закрытых системах с принудительной циркуляцией. Главное преимущество таких систем – максимальная простота конструкции, отсутствие сложностей при обслуживании или ремонте, а также высокая надежность.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Циркуляция антифриза в автомобилях Газель-406 оборудована центробежным насосом. Эта охлаждающая жидкость (автомобильная охлаждающая жидкость) проходит через рубашку охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров, затем проходит через термостат, а затем в радиатор.

Антифриз находится в расширительном бачке. Это пластик. Бачок соединен шлангом со шлангом радиатора, шланг соединен с термостатом, как и левый бачок радиатора. На расширительном бачке есть отметки, по которым можно проверить объем жидкости в системе. Он закрывается колпачком с резьбой. Система полностью герметична. Кстати, ниже вы можете увидеть, как выглядит схема циркуляции теплоносителя.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

«Газель» других моделей имеет практически такой же дизайн, что и ODS.

Виды систем охлаждения двигателя

Температуру двигателя автомобиля можно контролировать с помощью охлаждающей жидкости (антифриз, охлаждающая жидкость) и с помощью циркуляции воздуха. Исходя из этого, выделяют три типа систем:

  • Жидкость. Это система трубчатых контуров, по которым циркулирует теплоноситель. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (перекачиваемым), радиаторным (из-за разницы в плотности нагретой и охлаждаемой жидкости) и комбинированным (охлаждение ГБЦ принудительное, а остальных агрегатов – по радиаторному принципу). Эта система более эффективна, чем воздушная система, но при определенных условиях эксплуатации (длительное время простоя при работающем двигателе, высокие температуры окружающей среды) ее может быть недостаточно для качественного охлаждения.
  • Комбинированный. Он представляет собой использование как воздушно-струйного, так и жидкостного контуров.
  • Воздуха. Физически это поток воздуха, благодаря которому теплый воздух перемещается из моторного отсека в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным или принудительным (с помощью вентилятора). Из-за невысокого КПД практически не используется как самостоятельная система.

Системы жидкостного охлаждения также делятся на открытые и закрытые. Первые сообщаются с атмосферой через паровую трубку, а во втором жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза выше и, следовательно, выше температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120 ° C).

Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя

Итак, начнем с простых автомобилей (старые иномарки, отечественный автопром). На таких автомобилях удаление воздуха из системы охлаждения выполняется следующим образом:

  1. достаточно проехать на машине по эстакаде. Делать это нужно таким образом, чтобы передок был немного приподнят.
  2. Далее нужно открутить на радиаторе специальный колпачок, после чего можно будет запустить двигатель.
  3. Через несколько минут работы на ХХ воздух выходит из системы охлаждения двигателя.

Однако на более современных автомобилях этот способ не поможет решить проблему. На таких автомобилях система охлаждения полностью закрытого типа, то есть воздух должен быть «вытеснен», чтобы воздух вышел. Для этого можно поступить двумя способами.

Первый способ предполагает откручивание крышки расширительного бачка, затем двигатель с открытой крышкой некоторое время работает на ХХ, затем нужно сесть в машину и интенсивно выключить, увеличив обороты до 3-3,5 тыс. Об / мин. Далее необходимо прикрутить крышку и проверить систему.

Если этот способ не помогает, ослабляется верхний патрубок, идущий от печки. Нужно быть готовым к тому, что тосол сам начнет стекать. После этого двигатель запускается и нужно следить за тем, когда пузырьки воздуха исчезнут из протекающей охлаждающей жидкости. Их исчезновение будет свидетельствовать об успешном удалении шлюза из системы. Рассмотрим этот способ более подробно на примере ВАЗа модели «Калина».

Перед началом работы нужно подготовить ключи для демонтажа защитных пластиковых элементов. Вам также понадобится отвертка, чтобы ослабить, а затем затянуть зажимы.

  • Также необходимо снять хомут с верхнего или нижнего патрубка. Теперь необходимо открутить пробку расширительного бачка. Если двигатель горячий, будьте осторожны, так как горячая охлаждающая жидкость может вытечь из бака!
  • Затем горлышко емкости накрывают чистой тряпкой. Затем надеть на шею подходящую резиновую трубку. Далее вам нужно подать немного воздуха в резервуар, надув в трубку. Рекомендуется делать это с помощью компрессора.
  • Итак, первое, что нужно сделать, это снять пластиковую защиту. Эта защита на указанной модели автомобиля крепится к кузову с помощью шпилек с резиновыми уплотнениями.

Помните, хладагент – сильный яд! Только в крайнем случае продувайте бачок ртом, при этом не допускайте попадания охлаждающей жидкости внутрь, в глаза или на кожу, не вдыхайте пары!

  • После того, как в бачок будет подан воздух, из патрубка, с которого ранее был снят хомут, должен начать поступать антифриз. Далее нужно убедиться, что в протекающей охлаждающей жидкости нет пузырьков воздуха, после чего быстро надеть шланг на штуцер, поставить хомут и затянуть его. На этом этапе процесс выпуска воздуха можно считать завершенным.
  • Далее потребуется довести уровень охлаждающей жидкости до нормы (обычно «холодная» заливается на 4-5 мм. Выше или, так как после прогрева ДВС жидкость увеличится в объеме и поднимется до или.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как избавиться от ржавчины в системе охлаждения двигателя автомобиля. В этой статье вы узнаете о доступных способах удаления ржавчины, накипи и других отложений с радиатора и других элементов при промывке системы охлаждения двигателя.

  • Впоследствии двигатель можно запустить и прогреть. В некоторых случаях в рамках этой процедуры необходимо слегка прикрутить крышку расширительного бачка, не затягивая ее. Так что стоит оставлять силовую установку на холостом ходу, периодически увеличивая обороты. Этот метод удалит лишний воздух, который мог образоваться при добавлении жидкости.
  • Если все в порядке, колпачок можно закрутить потуже, но не пытайтесь его затягивать слишком сильно.

 

Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС

Система охлаждения двигателя

Наиболее популярной в современных автомобилях является система охлаждения двигателя, совмещенная с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости. Он состоит из следующих элементов:

  • Термометр.
  • Насос (помпа).
  • Радиатор системы охлаждения.
  • Печной радиатор.
  • Малые и большие контуры охлаждения.
  • Рубашка охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
  • Расширительный бак.
  • Масляный радиатор (опция).
  • Термостат.
  • Радиатор рециркуляции выхлопных газов (опция).
  • Вентилятор радиатора.

В момент запуска двигателя насос начинает перекачивать жидкость по небольшому контуру. Когда двигатель достигает рабочей температуры, срабатывает термостат и размыкает второй (большой) контур охлаждения. Проходя через компоненты двигателя, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При повышении температуры часть жидкости попадает в расширительный бак. Это позволяет компенсировать избыточный объем вне зависимости от установленного в системе давления.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Большой и малый круг циркуляции охлаждающей жидкости

Проходя через радиаторную секцию системы охлаждения, антифриз снова остывает и возвращается в новый цикл. Если этого режима снижения температуры недостаточно, срабатывает датчик температуры, который передает сигнал на блок управления двигателем и запускает вентилятор воздушного охлаждения. Если этого недостаточно, на приборную панель отправляется сигнал о перегреве двигателя (индикатор.

Охладитель масла и охладитель системы рециркуляции ОГ могут присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для одновременного снижения температуры смазки и выхлопных газов, что делает автомобиль более безопасным и экономичным в использовании. Автомобили с турбонаддувом могут также иметь дополнительный контур охлаждения для снижения температуры наддувочного воздуха.

Как устроен радиатор охлаждения двигателя

Радиатор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Радиатор системы охлаждения двигателя состоит из следующих элементов:

  • Верхний бак. Оборудован наливной горловиной с уплотнительной крышкой, а также патрубком для установки патрубка незамерзания. В горловине делается отверстие для установки паропровода. Последний имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
  • Нижний бак. Оборудован патрубком для подключения патрубка отвода жидкости.
  • Ядро. Он может быть трубчатым (вертикальные трубы овального или круглого сечения, соединенные тонкими горизонтальными ламелями), пластинчатым (пары изогнутых листов, приваренных к краям) и альвеолярным (сварные трубы с шестигранным поперечным сечением).
  • Арматура.
  • Воздушный клапан. Радиатор необходимо заполнить воздухом после выключения двигателя. Когда охлаждающая жидкость полностью остынет без подачи дополнительного воздуха в систему, может возникнуть сильный вакуум, который вызывает сжатие труб.

Принцип работы радиатора основан на циркуляции многоуровневого воздуха в его сердцевине, что делает более интенсивным снижение температуры проходящего через него теплоносителя.

Наиболее эффективны пластинчатые радиаторы, но они подвержены быстрому загрязнению, в связи с чем трубчатые стали самой популярной конструкцией.

Что используют в качестве охлаждающих жидкостей

Расширительный бачок охлаждающей жидкости
Дистиллированная или деионизированная вода изначально использовалась в качестве рабочего тела в системах охлаждения. Однако для современных двигателей он не обеспечивает требуемый диапазон рабочих температур. Кроме того, он вызывает коррозию металлов, что сокращает срок службы системы охлаждения. Для устранения этих недостатков сегодня в качестве охлаждающей жидкости используются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), улучшающие характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, у которого более низкий порог замерзания.

В случае возникновения ситуации, когда необходимо экстренное доливание охлаждающей жидкости, можно использовать чистую и простую воду. Однако, чтобы система работала исправно, такой раствор нужно как можно быстрее заменить на качественный антифриз.

Замена охлаждающей жидкости производится каждые 60-100 тысяч километров. В охлажденном состоянии (при неработающем двигателе) его количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка системы охлаждения. Для удобства на нем есть знаки «Мин» и «Макс». Когда количество жидкости станет ниже минимальной отметки, долейте. Если после работы уровень снова упал, это свидетельствует о разгерметизации системы.

Основные элементы системы охлаждения

Конструктивные элементы системы охлаждения двигателя
Система циркуляции теплоносителя включает в себя следующие элементы:

  1. Радиатор. Этот элемент охлаждает антифриз, нагретый двигателем, и возвращает его к нормальной температуре. Кроме того, может быть установлен масляный радиатор для охлаждения смазочного материала и радиатор для охлаждения выхлопных газов.
  2. Теплообменник. Используется для нагрева воздуха, устанавливается на выходе горячего антифриза.
  3. Расширительный бак. Через него в систему попадает антифриз. Во время работы теплоноситель может расширяться и сжиматься, резервуар компенсирует изменение объема.
  4. Центробежный насос, также называемый насосом. Именно он «направляет» теплоноситель по системе.
  5. Термостат. Поддерживает нормальную температуру в системе, регулируя поток охлаждающей жидкости.
  6. Датчик температуры охлаждающей жидкости. Он посылает сигналы об изменении температуры на приборную панель и на реле вентилятора.
  7. Поклонник. Помогает охладить перегретую жидкость.

Все эти элементы связаны с общим блоком управления. Также для их работы есть вспомогательные устройства – реле, подогреватели и тд

Применение системы охлаждения

Сама система усложняет производственный процесс, делает его более энергоемким, что приводит к удорожанию всего объекта. Во время эксплуатации требуется регулярный контроль, устранение неисправностей и ремонт. Поэтому стремятся сделать систему охлаждения максимально простой. Все системы можно разделить на три типа:

  • жидкость;
  • комбинированный.
  • воздуха;

Использование воздуха

Пневматическая система является самой простой и дешевой, как правило, не требует дополнительного оборудования и контроля. Используются два метода циркуляции:

  • естественный;
  • принужденный.

Естественный метод широко используется в легких и высокоскоростных мобильных транспортных средствах, таких как самолеты, которые, как правило, летают в более холодной атмосфере.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Двигатель имеет воздушное охлаждение, которое приводится в движение воздушным винтом. Легковые автомобили включают автомобили и все типы моделей. Мощность двигателя таких конструкций невелика, обычно достаточно естественного потока воздуха. Для увеличения теплопередачи цилиндры снимаются с двигателя и снабжены ребрами жесткости.

Отрицательная особенность такого охлаждения – невозможность регулировать температуру двигателя. В холодную погоду требуется много времени, чтобы его прогреть, а в жаркое время приходится выключать двигатель, чтобы он остыл.

Частично эта проблема решается форсированным методом. Используется в стационарных двигателях. В этом случае воздушный поток от вентилятора направляется в двигатель. Этим потоком можно управлять, изменяя скорость вращения вентилятора.

Употребление жидкости

Для повышения управляемости и эффективности системы охлаждения применяется жидкостный охладитель. Кроме того, схема течения антифриза в системе охлаждения имеет два круга – большой и малый, что также способствует равномерности температуры. В этом качестве ранее использовалась вода. В отличие от воздуха вода имеет лучшую теплопроводность, что увеличивает КПД. Используемая система может быть:

  • закрыто;
  • открыть.

При использовании первой системы жидкость циркулирует по замкнутому контуру. Он перемещается по трубам или шлангам под действием силы тяжести или благодаря водяному насосу. Нагреваемый работающим двигателем, он расширяется, создавая давление выше атмосферного. Таким образом, температура кипения достигает 110 – 120 градусов. Для охлаждения используется теплообменник, который, в свою очередь, охлаждается потоком воздуха. Для регулирования температуры (хладагента) скорость воздуха, проходящего через теплообменник, изменяется. Это можно сделать, открыв и закрыв жалюзи или изменив поток воздуха. Используется в мощных двигателях.
Система разомкнутого цикла применяется там, где нет недостатка в воде: это плавучие лодки. Вода поступает из бака и перекачивается в двигатель с помощью насоса. После того, как двигатель остынет, он выбрасывается.

Преимущество в том, что для его охлаждения не нужно устанавливать теплообменник и вентилятор.

Работа комбинированной схемы

Эта система в основном используется в автомобилях и некоторых мотоциклах. Включает как жидкостное, так и воздушное охлаждение. В блоке цилиндров выполнены окна, через которые протекает и нагревается вода.

Чтобы не нарушать естественное движение нагретой жидкости, она подводится к нижнему краю цилиндра, затем поднимается к головке и выходит. Далее движение продолжается по трубке к верхнему бачку радиатора. Стекающая по трубам радиатора жидкость охлаждается и по трубке проходит к водяному насосу, также называемому насосом. От насоса по патрубку проходит к нижнему краю блока цилиндров, и контур движения охлаждающей жидкости в двигателе замыкается.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Зимой, когда двигатель еще не прогрелся, охлаждение двигателя не требуется.

Чтобы выключить радиатор на это время, воспользуйтесь термостатом. Следовательно, это регулятор для определения большого и малого круга системы охлаждения. Он расположен на выходе охлаждающей жидкости двигателя. Термостат устроен таким образом, что при низких температурах охлаждающей жидкости он перекрывает доступ к радиатору, образуя небольшой круг охлаждения двигателя.

Системы охлаждения разных конструкций

расширительный бачок необходим для компенсации изменений объема и давления теплоносителя при его нагреве и охлаждении. Трубы и шланги используются для соединения рубашки охлаждения двигателя с термостатом, насосом, радиатором и расширительным бачком. Горячая охлаждающая жидкость протекает через радиатор отопителя и нагревает воздух внутри автомобиля. Температура воздуха в салоне регулируется специальным краном, с помощью которого водитель добавляет или уменьшает поток жидкости, проходящей через радиатор отопителя.

Другими словами, вам нужно навести порядок в системе охлаждения вашего двигателя. Когда температура в системе охлаждения превышает 80-85 ° C, термостат автоматически открывается и часть жидкости поступает в радиатор для охлаждения. А это вторая часть системы охлаждения. Термостат предназначен для поддержания постоянного оптимального теплового состояния двигателя. Поддерживает некоторое давление в системе охлаждения.

Когда система кровообращения человека разделена на два круга кровообращения, сердце подвергается меньшему стрессу, чем если бы в организме была общая система кровоснабжения. В малом круге кровообращения кровь попадает в легкие, а затем обратно через закрытую артериальную и венозную систему, соединяющую сердце и легкие. Его путь начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии. В малом круге кровообращения кровь с углекислым газом разносится по артериям, а кровь с кислородом – по венам.

Из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек и затем перекачивается в легкие через легочную артерию. Из правой венозной крови он попадает в артерии и легкие, где избавляется от углекислого газа и, следовательно, насыщается кислородом. По легочным венам кровь попадает в предсердие, затем попадает в большой круг кровообращения, а затем идет ко всем органам. Поскольку он медленно попадает в капилляры, углекислый газ успевает проникнуть в него, а кислород успевает проникнуть в клетки. Поскольку кровь поступает в легкие при низком давлении, малое кровообращение также называют системой низкого давления. Время, необходимое для прохождения крови по малому кругу кровообращения, составляет 4-5 секунд.

При увеличении потребности в кислороде, например, во время интенсивных занятий спортом, давление, создаваемое сердцем, увеличивается, а кровоток ускоряется.

Диагностика системы охлаждения

Если в системе охлаждения нет циркуляции охлаждающей жидкости, необходимо проверить ее работоспособность. Причин проблем может быть много.

В случае потери тиража проверка проводится следующим образом:

  1. Сначала диагностируйте состояние всех труб. На трубах не должно быть перегибов. При поиске и устранении неисправностей убедитесь, что шланги не перекручены и не касаются движущихся или чрезмерно горячих частей силового агрегата. Перегиб приведет к уменьшению потока расходного материала, что в конечном итоге приведет к перегреву. Также желательно провести диагностику температуры сопла; для этого потребуется инфракрасный термометр. Когда печь включена, температура на входе и выходе будет примерно одинаковой, если система работает правильно.
  2. Убедитесь, что термостат работает. При сильном износе этот элемент может заблокироваться в закрытом или открытом положении. В первом случае двигатель перегреется, во втором увеличится расход топлива, так как двигатель будет работать холодным. Если причина неработоспособности прибора кроется в его неправильной установке, необходимо разобрать термостат и переустановить его. Если устройство вышло из строя из-за износа, его следует заменить, а если из-за загрязненного хладагента, перед заменой обязательно промойте его углекислым газом.
  3. Обязательно проверьте уровень жидкости в системе охлаждения. Обычно перегрев ДВС происходит из-за нехватки расходных материалов. При необходимости долейте хладагент в систему. Проверить состояние патрубков и радиаторного устройства, а также других элементов схемы. Ослабленные хомуты для шлангов часто являются причиной утечки. При повреждении радиатора прибор необходимо заварить аргоном или заменить. Также необходимо заменить поврежденные шланги.
  4. Проверьте главную прокладку на крышке радиатора. При наличии на ней следов трещин или повреждений свечу необходимо заменить. Также на крышке расположены два клапана, предназначенные для изменения давления и разрежения в устройстве. Их можно без проблем поднять и установить в исходное положение под действием пружины. Если нет, вам необходимо заменить заглушку. Что касается самой весны, она всегда длится. Если он отсутствует, крышку также необходимо заменить.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Грязный радиаторный прибор

Компоненты системы охлаждения

Во-первых, давайте взглянем на основные элементы CRM и их назначение.

Расширительный бачок

Танк расположен в моторном отсеке. Через него расходники попадают в систему охлаждения. Возможность компенсации изменений в процессе эксплуатации, а также при расширении объема вещества.

Жидкостный насос

Один из основных компонентов СО. С помощью этого устройства процедура циркуляции теплоносителя по магистралям системы охлаждения выполняется напрямую. Жидкостный насос может быть укомплектован дополнительным перекачивающим устройством в зависимости от конструктивных особенностей силового агрегата.

Пользователь Astragaz S показал в своем видео, как работает СО.

 

Радиаторы

Назначение этого устройства – понизить температуру теплоносителя под действием постоянного потока холодного воздуха. Это позволяет передавать больше тепла устройству, тем самым повышая эффективность охлаждающего свойства. В ЦО используется радиатор для охлаждения силового агрегата и радиатор для обогревателя. В холодное время года тепло, выделяемое двигателем, передается через радиатор на печку внутри автомобиля. Для понижения температуры сгорания топливовоздушной смеси используется другой тип радиаторного устройства, предназначенный для охлаждения выхлопных газов.

Электровентиляторы

Каждая система охлаждения оснащена электровентилятором. Применяется для разряда силового агрегата машины.

Датчики

Регуляторы CO используются для фиксации температуры двигателя. Показания датчиков отображаются на приборной панели автомобиля. Благодаря этому водитель может своевременно узнать о перегреве двигателя. Есть еще один датчик: вентилятор. Он запускается при обнаружении слишком высокой температуры охлаждающей жидкости.

Термостат

Назначение этого устройства состоит в том, что устройство устанавливает определенный уровень и объем хладагента. Расходник контролируется термостатом, что позволяет поддерживать оптимальный уровень температуры. Устройство находится между радиатором и рубашкой охлаждения, в патрубке.

Промывка

Промывка системы охлаждения двигателя – это процесс, который многие водители часто упускают из виду, что рано или поздно может привести к фатальным последствиям.

Рекомендуется проводить такие работы одновременно с заменой охлаждающей жидкости. Принимая во внимание модель автомобиля и его марку, это нужно делать от одного раза в календарный год до одного раза в три года.

Признаки того, что пора промывать

  1. Если стрелка индикатора температуры не по центру, а при движении стремится к красной зоне;
  2. В салоне холодно, термопечь не дает достаточной температуры;
  3. Вентилятор радиатора слишком часто включается

промыть систему охлаждения простой водой невозможно, так как в системе концентрируются примеси, которые не удастся удалить даже водой, нагретой до высоких температур.

Накипь удаляют кислотой и жирами, а органические соединения – исключительно щелочью, но одновременно заливать в радиатор оба состава нельзя, так как они нейтрализуют друг друга по законам химии. Производители средств для стирки, пытаясь решить эту проблему, создали ряд товаров, которые условно можно разделить на:

  • кислота;
  • двухкомпонентный.
  • щелочной;
  • нейтральный;

Первые два слишком агрессивны и в чистом виде практически не используются, так как опасны для системы охлаждения и требуют нейтрализации после использования. Реже встречаются двухкомпонентные моющие средства, содержащие как щелочные, так и кислотные растворы, которые заливаются поочередно.

Наибольшим спросом пользуются нейтральные моющие средства, не содержащие щелочей и сильных кислот. Эти средства имеют разную степень эффективности и могут использоваться как для профилактики, так и для полной промывки системы охлаждения двигателя от сильных загрязнений.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Промывка системы охлаждения

Промывка системы охлаждения

  1. Слили антифриз, антифриз или воду. Перед этим нужно на пару минут завести двигатель.
  2. Заполните систему водой и моющим средством.
  3. Дайте двигателю поработать 5-30 минут (в зависимости от марки моющего средства) и включите внутренний подогрев.
  4. По истечении указанного в инструкции времени двигатель необходимо выключить.
  5. Слейте использованное моющее средство.
  6. Смыть водой или специальным составом.
  7. Залейте свежую охлаждающую жидкость.

Промыть систему охлаждения просто и недорого – это под силу даже неопытным автовладельцам. Эта операция значительно продлевает срок службы двигателя и поддерживает его производительность на высоком уровне.

Неисправности

Вот некоторые из наиболее распространенных проблем с охлаждением двигателя:

  1. Вентиляция системы охлаждения двигателя: снять воздушную пробку.
  2. Недостаточная производительность насоса: замените насос. Выберите насос с максимальной высотой рабочего колеса.
  3. Неисправен термостат: его можно устранить, заменив на новый прибор.
  4. Плохая работа радиатора охлаждающей жидкости: промывка старого или замена штатного на модель с более высокими теплоотводящими свойствами.
  5. Недостаточная производительность основного вентилятора: установите новый вентилятор с более высокой производительностью.

Видео — определение неисправностей системы охлаждения в автосервисе

Регулярное обслуживание, своевременная замена охлаждающей жидкости обеспечивают долгую эксплуатацию автомобиля в целом.

Как охлаждающая жидкость циркулирует в двигателе?

При запуске двигателя клапаны термостата регулируются так, чтобы жидкость циркулировала только по короткому замыканию. Важно, чтобы двигатель как можно скорее достиг желаемой рабочей температуры. Охлаждающая жидкость циркулирует в контуре через водяной насос, расположенный в блоке двигателя. Охлаждающая жидкость закачивается в каналы, окружающие цилиндры. Потом идет к термостату.

Длинный контур дополнен жидкостным охладителем (радиатором). Это теплообменник, который передает тепло жидкости воздуху через ряд ребер в его конструкции. Если естественное падение температуры жидкости невозможно, вентиляторы еще больше разгоняют воздух вокруг радиатора.

Видео: Система охлаждения двигателя. Устройство и принцип работы

Как циркулирует охлаждающая жидкость?

Сами системы в бензиновых и дизельных автомобилях схожи, принципиальных отличий в их конструкции и работе нет. Они включают в себя множество компонентов, и для их настройки используются элементы управления. Чтобы понять, как циркулирует антифриз, рассмотрим основные компоненты CO:

Основные компоненты CO
Радиаторнеобходимо охладить горячий теплоноситель струей воздуха.
Масляный радиаторОхладите моторное масло.
Теплообменник нагревателяОн служит для нагрева воздушного потока, проходящего через этот элемент. Чтобы компонент работал эффективнее, его устанавливают в месте выхода горячего антифриза из двигателя.
Расширительный бак для жидкостейЧерез него система заполняется расходным материалом и его назначение – компенсировать изменение объема теплоносителя от температуры в CO.
Центробежный насос или насосС его помощью осуществляется прямой процесс циркуляции жидкости через СО. В зависимости от конструкции мотора может быть установлен дополнительный насос.
ТермостатОбеспечивает оптимальную температуру CO за счет регулирования потока охлаждающей жидкости через радиатор.
Датчик температуры охлаждающей жидкостиЕсли он поднимается выше нормы, он сигнализирует об этом водителю с помощью электронного блока управления.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Новый охладитель CO двигателя
Непосредственная работа СО обеспечивается системой управления двигателем. В современных двигателях принцип работы основан на математической модели, учитывающей множество параметров и определяющей нормальные условия активации и работы всех компонентов.

понятно, что «Тосол» не может проходить только через СО, поэтому его поток обеспечивает центробежный насос. Хладагент циркулирует через «рубашку охлаждения». В результате двигатель автомобиля охлаждается, а «Тосол» нагревается. Сам ход движения охлаждающей жидкости в агрегате может происходить как от первого цилиндра к последнему, так и от выпускного коллектора к впускному.

Рассмотрим процесс охлаждающего контура более подробно:

  • когда начинается большой круг циркуляции, центробежный насос нагнетает охлаждающую жидкость в двигатель. Антифриз, уже имеющий высокую температуру, проходит по трубам и попадает в радиатор, где передает свое тепло, возвращая его в окружающую среду и в воздушную систему. Она, в свою очередь, использует это тепло для обогрева салона, если на печке активирована соответствующая функция;
  • при этом в работу входит вентилятор, установленный непосредственно на радиаторе;
  • когда двигатель запускается утром, сразу же начинается оборот антифриза CO. Сам процесс потока создается насосом, который запускается ремнем ГРМ или отдельным специальным ремнем;
  • когда хладагент остынет до необходимой температуры, отключаются оба вентилятора;
  • пока охлаждающая жидкость не прогреется, ее с помощью насоса закачивают в двигатель. Проходя через цилиндры устройства, они нагревают его, так как в цилиндры выделяется много тепла из-за процессов, происходящих внутри него. Затем охлаждающая жидкость забирает тепло от двигателя, одновременно повышая его температуру. Затем охлаждающая жидкость возвращается в центробежный насос, повторяя этот цикл, пока он полностью не нагреется. Этот процесс называется малым контуром циркуляции расходных материалов CO;

    Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

    Автомобильный термостат

  • когда охлаждающая жидкость достигает определенной температуры, начинается большой круг вращения жидкости. Если он начинает работать, термостат перекрывает круг;
  • при недостаточном охлаждении имеющейся в радиаторе охлаждающей жидкости и повышении температуры охлаждающей жидкости срабатывает специальный датчик включения вентилятора, установленный в нижней части радиатора;
  • если охлаждающая жидкость успевает остыть до такой температуры, что термостат закрывается, при перезапуске двигателя она продолжит поступать в СО по небольшому кругу.
  • затем теплоноситель закачивается обратно в агрегат с помощью помпы;

Во время работы двигателя всегда должна поддерживаться примерно одна температура, которая определяет его работу. Условно это 90 градусов. Эта температура позволяет двигателю развивать хорошие обороты и обеспечивает приемлемый расход топлива. Именно поэтому схема прохождения теплоносителя через СО так сложна и разбита на несколько кругов, чтобы двигатель мог раньше выйти на этот режим работы.

Схема циркуляции

Приглашаем вас ознакомиться с диаграммой потока хладагента. Представлены большие и маленькие круги.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Схема циркуляции антифриза в системе охлаждения

  • а) кружок малый;
  • б) большой круг.
  1. радиатор охлаждения;
  2. трубка подачи хладагента;
  3. расширительный бак;
  4. термостат;
  5. центробежный насос;
  6. радиатор блока цилиндров;
  7. блок охлаждения головки блока цилиндров;
  8. радиатор с вентилятором;
  9. кран радиатора;
  10. отверстие для слива антифриза из блока;
  11. отверстие для слива охлаждающей жидкости прямо из радиатора;
  12. поклонник.

Элементы, входящие в систему

Комбинированный контур замкнутого типа включает в себя систему обогрева салона автомобиля. Исходя из этого, можно составить следующий список элементов, входящих в систему охлаждения:

  • поклонники;
  • термостат;
  • радиаторы (один для охлаждения, другой для отопления);
  • термометр.
  • водяной насос (помпа);

Радиатор играет важную роль в системе охлаждения. Он состоит из двух резервуаров, соединенных множеством сварных или удлиненных латунных трубок. Реже трубы изготавливают из алюминия, так как их прочность ниже. Трубки могут быть прямыми или ленточными, с эллиптическим сечением. Благодаря такой конструкции они легче выдерживают давление замороженной жидкости. Для увеличения площади теплопередачи трубки проходят через пакет пластин. В нижнем бачке есть клапан для слива жидкости. В верхнем бачке есть горловина или патрубок, ведущий к расширительному бачку. Закрывается заглушкой, внутри которой расположены впускной и выпускной клапаны.

Датчик температуры расположен сбоку на радиаторе и показывает температуру охлаждающей жидкости. По центру установлен вентилятор для надувания радиатора. Получить диск можно тремя способами:

  1. Прямо с коленвала.
  2. Через сцепление.
  3. От электродвигателя.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

Центробежный водяной насос обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Подключается непосредственно к валу двигателя. При большой мощности двигателя масло охлаждается путем установки маслоохладителя на основной.

Какие компоненты двигателя охлаждаются?

Каналы охлаждения в блоке цилиндров в основном расположены по длине. Там местные температуры при горении смеси достигают 1500 ° C. Эти высокие температуры влияют на стенки цилиндров. Поэтому вокруг них требуется постоянный поток теплоносителя. Следует помнить, что тепло между рабочим поршнем и стенкой также в некоторой степени рассеивает масло. Однако именно охлаждающая жидкость должна поглощать около 90% выделяемого тепла. Сеть каналов вокруг цилиндров образует так называемую водяную рубашку.

Жидкость также подается в головку двигателя. Каналы подключаются непосредственно к каналам, расположенным в блоке двигателя. Это одна из причин, почему важно состояние прокладки головки блока цилиндров.

ВАЗ-2109

Алгоритм охлаждения в этих автомобилях практически не отличается от штатного. Циркуляция охлаждающей жидкости ВАЗ-2109 осуществляется по той же стандартной схеме. Рассмотрим это ниже.

Чтобы антифриз нормально циркулировал, в автомобиле ВАЗ-2109 используется центробежный насос, как и в любом другом. Затем антифриз проходит через рубашку охлаждения, которая проходит через блок цилиндров и головку блока цилиндров. В результате узлы и части двигателя охлаждаются, а тепло передается антифризу. Движение охлаждающей жидкости осуществляется от первого цилиндра к последнему или от выпускного коллектора к впускному.

Когда водитель запускает двигатель своего автомобиля утром, охлаждающая жидкость автомобиля немедленно начинает циркулировать в системе. Этот процесс начинается с центробежного насоса, приводимого в действие зубчатым ремнем или отдельным ремнем для привода насоса.

Особенности схемы циркуляции теплоносителя и видеообзор

[Источник]

Be the first to comment on "Особенности циркуляции охлаждающей жидкости схема и виообзор"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*