Почему двигатель троит – причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

Тройной двигатель – это явление, при котором один или несколько цилиндров не работают полностью или частично. Поломка может произойти по разным причинам. В статье мы узнаем, почему троит двигатель, как установить наличие неисправности и можно ли отремонтировать самостоятельно.

Признаки того, что троит двигатель

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

Термин «тройной двигатель» возник в то время, когда доминировали четырехцилиндровые двигатели. Слово «тройной» означало, что один из цилиндров вышел из строя, а остальные три пригодных для использования цилиндра были «уничтожены» для всей машины. Выражение оказалось очень подходящим и сегодня используется для двигателей с любым количеством цилиндров. Вы можете установить тройку с прямыми и косвенными признаками: ниже мы рассмотрим 7 основных признаков тройки двигателей.

Потряхивание мотора

Эта особенность – основная. Встряска двигателя может возникнуть при любом варианте запуска, но особенно сильны колебания на холостом ходу. В нормальном состоянии вибрация создается всеми цилиндрами, однако вибрации при сгорании топлива гаснут. При выходе из строя одного из цилиндров частичное гашение колебаний не происходит, что приводит к тряске. Обратите внимание, что на ранних стадиях поломки можно почувствовать очень небольшую тряску, поэтому проблема обычно диагностируется в случае длительного износа двигателя.

Образование нагара на свече зажигания

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

Еще одна главная особенность, позволяющая установить тройной двигатель. Свеча зажигания воспламеняет топливо в камере сгорания. Если на его поверхности образовалось много нагара, электрическая искра уйдет в сторону, не давая горючему воспламениться. В результате выйдет из строя цилиндр с неисправной свечой зажигания, что приведет к тройному двигателю.

Изменение звука выхлопа

Шум выхлопа возникает при сгорании топлива в цилиндрах. Если один из цилиндров выходит из строя или начинает работать со сбоями, звук выхлопа также изменится. Изменение звука – хороший «симптом», позволяющий обнаруживать тройни даже в начале неисправности. Однако нужно быть осторожным, так как оно может появиться при других сбоях (например, при проблемах с самой выхлопной системой).

Плохой разгон

Из-за выхода из строя цилиндра мощность двигателя снижается, поэтому ускорение будет менее безопасным и быстрым. Характерный момент – при утроении движение в целом может идти нормально, а проблемы возникают только при разгоне. Если движение не удается даже после разгона, это указывает на очень плохое состояние двигателя из-за тройного образования или другой поломки.

Увеличение расхода топлива

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

Этот симптом возникает не всегда и отследить его не так просто (расход топлива обычно увеличивается на 20-30%). Также это может возникнуть по другим причинам. Поэтому к симптомам нужно подходить комплексно: если наблюдаются другие нарушения, то можно говорить о тройне. Если других симптомов нет, следует поискать неисправность в другом месте.

Нестабильные обороты

«Комфортный» симптом, потому что его легко найти (стрелка спидометра ненормально колеблется). Однако помните, что в случае проблем с трансмиссией могут возникнуть нестабильные обороты. Поэтому этот симптом также следует рассматривать в сочетании с другими недугами.

Резкие рывки при движении

Нарушение обычно возникает при сильном износе двигателя. На начальных стадиях износа автомобиль с тройным двигателем может двигаться достаточно стабильно (нормальное движение обеспечат рабочие цилиндры). Поэтому этот «симптом» также рассматривается в сочетании с другими.

Почему бензиновый двигатель троит

  • Повреждение провода, подающего электричество к свече зажигания. Здесь принцип такой же, как и в предыдущем пункте: вышел из строя провод – не работает свеча зажигания – не взрывается топливо – не работает цилиндр.
  • Неисправность свечи зажигания. Свеча зажигания отвечает за детонацию топлива в цилиндре. В случае выхода из строя по какой-либо причине цилиндр автомобиля также перестанет работать.
  • Обрыв катушки зажигания. Электричество от автомобильного аккумулятора имеет низкое напряжение, а вилке требуется высокое напряжение для воспламенения топлива. Катушка преобразования преобразует ток низкого напряжения в высокое – в случае отказа цилиндр перестанет работать.
  • Утечка воздуха между коллектором и цилиндром. В этом случае между клапанами и цилиндром будет большой зазор, что снизит количество выделяемой механической энергии. Следовательно, эффективность цилиндра резко снизится.

Причины троения дизельного двигателя

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

  • Форсунки или детали впрыска топлива не отрегулированы. Подача дизель-воздушной смеси должна осуществляться в камеру сгорания с большой точностью. Если отключить электричество, топливо не взорвется, что приведет к выходу из строя цилиндра.
  • Неправильное соотношение топлива и воздуха в воздушно-дизельной смеси. В дизельном двигателе горит не чистое топливо, а его смесь с воздухом. Если топлива или воздуха слишком много, качество сгорания ухудшается, что приводит к выходу из строя одного или нескольких цилиндров.
  • Слишком большой зазор между впускным клапаном и цилиндром дизеля. Если зазор всасывания слишком велик, выработка электроэнергии резко снизится. В результате КПД цилиндров снизится, что приведет к отключению дизельного двигателя.

Диагностика двигателя

Если есть подозрение, что двигатель автомобиля работает, следует провести диагностику, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие неисправности. Диагностику можно провести вручную, но лучше всего использовать небольшой сканер. Ниже мы увидим, как правильно выбрать устройство, как подключить его к автомобилю и как проводится полная диагностика.

Чем диагностировать

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

Лучшим вариантом диагностики будет использование сканера. Это небольшое устройство со встроенной микросхемой, которое подключается к диагностическому разъему автомобиля. В случае неисправности устройство определяет наличие неисправности, определяет причины ее возникновения.

Что следует помнить при выборе автоматического сканера:

  • Есть два типа устройств: проводные и беспроводные. В случае устройств первого типа информация о состоянии автомобиля передается на встроенный экран. Беспроводные сканеры устроены иначе – они собирают информацию и передают ее по беспроводной сети (обычно через Bluetooth) на смартфон или компьютер. Проводные устройства имеют ряд недостатков, поэтому на практике обычно используются беспроводные сканеры.
  • Информация о произошедших ошибках обычно отображается в виде ошибок, расшифровка которых варьируется от устройства к устройству. Расшифровка обычно написана в сопроводительной документации сканера. В продаже можно найти как российские, так и зарубежные сканеры. Ценовой диапазон широкий – от 1000 до 20000 рублей. Примеры хороших сканеров – OBD2, ELM327 и другие.

Примечание! При выборе следует отдавать предпочтение устройству, сертифицированному производителем (ведь разъемы у разных производителей могут отличаться).

Определяем, почему троит мотор с помощью сканера

Как подключить и диагностировать неисправность с помощью сканера, зависит от модели устройства. Примерный алгоритм действий следующий:

  • Купите сканер в любом авторитетном автомобильном магазине. Достаточно надежные устройства обойдутся вам в 1,5-3 тысячи рублей. Пример сканера – ELM327

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

  • Подойдите к своей машине, найдите разъем внутри кабины и подключите к нему сканер. Обычно в устройствах есть встроенная подсветка: они включаются при подключении устройства. Учтите, что подключать прибор нужно при выключенном зажигании.

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

  • Скачайте приложение на мобильный телефон или компьютер для удаленного подключения к автоматическому сканеру, установите программу. Вы можете скачать программу с официального сайта производителя, а также в Google Play или App Store. Обратите внимание, что на вашем устройстве должен быть адаптер Bluetooth или Wi-Fi (в зависимости от модели устройства).

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

  • Запустите приложение, найдите подключенный автоматический сканер и синхронизируйте его с установленной программой. Формат диагностики проблем напрямую зависит от программы. Большинство утилит работают в комбинированном виде: следят за состоянием всех систем автомобиля (включая двигатель) и при обнаружении серьезного отклонения выдают ошибку с кодом, чтобы водитель мог решить свою проблему.

Троит на горячую – причины и что делать

  • Поврежденные свечи. Для выяснения проблемы разберите свечи зажигания и проведите внешний осмотр. Если на них образовался характерный черный налет, либо в самой детали много трещин и повреждений, то причина щелчка именно в свечах. Самый простой и надежный метод устранения неисправностей – замена старой вилки на новую. Если на свече есть сажа, ее можно попробовать удалить наждачной бумагой (учтите, что придется обрабатывать сами электроды, а вот изоляцию трогать нельзя). Если проблема в трещине, свечу зажигания необходимо заменить в обязательном порядке – ремонт здесь будет невозможен.

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

  • Повреждены высоковольтные кабели. Передача электрического разряда к свечам зажигания обеспечивается высоковольтным проводом – при его выходе из строя может возникнуть тройка. Установить пробой можно при визуальном осмотре (на проводе будут оплавленные фрагменты) или при помощи специального электрооборудования. Если тесты показали, что проблема действительно в проводке, рекомендуется установить новый высоковольтный кабель. Ремонт, конечно, можно провести (отрезать поврежденную часть и прикрепить ремонтируемый фрагмент), однако практика показывает, что такой способ восстановления ненадежен, поэтому через короткое время двигатель снова начнет утроиться.

Почему двигатель трясется: причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

  • Катушки преобразователя повреждены. Рекомендуется использовать мультиметр для диагностики катушек, преобразующих ток из низкого напряжения в высокое. Если причина тройки именно в катушках, рекомендуется заменить поврежденную деталь, так как ручной ремонт в такой ситуации будет проблематичным. Учтите, что отключение двигателя из-за неисправности катушек обычно происходит при горячем пуске, но на холостом ходу или во время холодного запуска этой проблемы не возникает.
  • Недостаток кислорода в камере сгорания. В этом случае топливо в цилиндрах сгорает не полностью, что приводит к тройке двигателя. Для диагностики необходимо осмотреть свечи: если они белые, дело именно в нехватке кислорода (помните, что в случае сажи проблема прямо в свечах – для ремонта достаточно удалите нагар наждачной бумагой или замените свечу зажигания). Недостаток кислорода может возникать по разным причинам: поломка карбюратора, проблемы с лямбда-зондом, проблемы с датчиком расхода воздуха и другие. Способы ремонта в этом случае неочевидны – необходимо найти источник проблемы, а затем провести ремонт. Оптимальный вариант восстановления работоспособности – обращение в мастерскую.
  • Проблемы с генератором. Генератор – довольно надежная часть автомобиля, однако в случае поломки может произойти тройное образование. Диагностировать наличие проблемы в генераторе довольно просто: для этого при выключенном двигателе включите фары и посмотрите, как они работают. Если они часто мигают, это генератор (нестабильное напряжение). Для ремонта необходимо разобрать автомобиль и заменить старый генератор на новый. Мы рекомендуем приобретать устройство в авторизованном сервисном центре или у торгового посредника.

Примечание! Диагностические и ремонтные работы можно проводить самостоятельно, однако новичкам рекомендуется проводить ремонт в сервисном центре под наблюдением техника.

Если троит на холодную или на холостых оборотах

  • Клапанный зазор слишком большой. Проблема актуальна для старых автомобилей с пробегом более 15 тысяч километров. Для диагностики необходимо проверить заготовки и сравнить их размеры со стандартными показателями. Для ремонта нужно просто подтянуть гайки, контролирующие уровень зазора. Примечательно, что тройной двигатель редко возникает в случае горячего запуска, так как после нагрева металл немного расширяется, что приводит к уменьшению зазора между клапанами, поэтому проблемы не возникает.
  • Поврежденные свечи. Повреждения двигателя из-за неисправных свечей зажигания могут возникать как при холодном пуске, так и на холостом ходу. Диагностические и лечебные методы будут стандартными. Разберите свечу зажигания и проведите осмотр: если есть трещины или нагар, то дело действительно в свечах зажигания. Нагар удаляется наждачной бумагой, но при появлении трещин рекомендуется полностью заменить запчасть.
  • Избыток кислорода в цилиндре сгорания. Эта проблема может возникать как при горячем, так и при холодном / холодном пуске. Проблема может возникнуть по стандартным причинам: проблемы с лямбда-зондом, повреждение карбюратора, неисправность кислородного датчика и другие. Самостоятельно ремонтировать его тоже не рекомендуется – лучше обратиться в сервисный центр.
  • Проблемы с форсунками. Проблема актуальна только для двигателей с распределенным или непосредственным впрыском. Если форсунка вышла из строя, бензин не может попасть в камеру сгорания, что приводит к разрыву цилиндра. Диагностика проблемы проводится экспериментальным путем: для этого с двигателя снимается исправная и «подозрительная» форсунка, фиксируются в вертикальном положении, к ним предусмотрен источник жидкости. Если за фиксированный промежуток времени проходит другое количество жидкости, значит, дело в неработающей насадке. Для ремонта рекомендуется приобрести новую форсунку и поставить ее на место старой, так как ремонт в этом случае будет проблематичным по техническим причинам.
  • Повреждение высоковольтных кабелей. Проблемы с высоковольтными кабелями могут привести к отключению и холостому ходу. Методика диагностики будет стандартной: осмотром проверить провод на предмет дефектов и точек плавления, при необходимости использовать вспомогательное электрооборудование. Техника ремонта также будет стандартной – замените поврежденный провод на новый (старый провод ремонтировать не рекомендуется, так как он быстро придет в негодность).

Вывод

  • Причины тройни могут быть разными. Чаще всего неисправность возникает из-за повреждения свечи зажигания, высоковольтного кабеля или катушек преобразователя. Другие причины: большой зазор между клапанами, избыток кислорода, сопловые отверстия.
  • Рядами двигателя называется ситуация, когда один из цилиндров вышел из строя. Установить наличие поломки можно по разным признакам: встряхивание двигателя, нагар на свечах зажигания, встряхивание автомобиля во время движения и другие.
  • Для полноценной диагностики автомобиля рекомендуется подключить к автомобилю небольшой сканер. Им можно управлять удаленно с помощью телефона или компьютера. Для управления сканером необходимо установить программу и синхронизировать ее с устройством.
  • Способ устранения неисправности напрямую зависит от того, чем она была вызвана. Например, если двигатель увеличился втрое из-за повреждения свечи зажигания, поврежденную деталь необходимо заменить (хотя, если неисправность свечи зажигания возникла из-за налета, ее можно очистить наждачной бумагой).

Be the first to comment on "Почему двигатель троит – причины неисправности, диагностика, советы по ремонту"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*