Ваша батарея быстро разряжается? Возможно, причина в неисправности генератора. Отремонтировать автомобильный генератор ВАЗ своими руками можно, но для этого потребуется терпение и набор инструментов.
Зачем нужен генератор в автомобиле
Генератор – это деталь, отвечающая за зарядку аккумулятора во время движения автомобиля. Во время движения электричество тратится на воспроизведение музыки или освещение дороги. Отсутствие зарядки в течение длительного времени и низкая емкость аккумулятора могут привести к тому, что автомобиль заблокируется на полпути. Неработающий генератор приводит к преждевременному износу аккумулятора и его быстрой разрядке.
Генератор обеспечивает стабильную работу двигателя при движении автомобиля.
Из-за магнитного поля во время движения ротора вырабатывается электричество. Если генератор неисправен, электричество, необходимое автомобилю для работы фар или воспроизведения музыки, берется из аккумулятора, поэтому его нужно чаще заряжать от сети. Генератор в хорошем состоянии при поездках на дальние расстояния позволяет оставлять аккумулятор разряженным на несколько месяцев.
Виды автомобильных генераторов
Есть два типа устройств:
- Генератор постоянного тока.
- Генератор.
Первая версия устанавливалась на автомобили до 1960 года. В основном она использовалась на отечественных автомобилях. В процессе эксплуатации устройство не требует выпрямления тока. Второй тип генератора появился в США в 1946 году и быстро завоевал популярность благодаря своей надежной и стабильной работе. В само устройство встроен полупроводниковый выпрямитель, который выпрямляет ток до необходимых показателей. Именно эти генераторы устанавливаются на автомобили ВАЗ.
Модели генераторов ВАЗ
На автомобили ВАЗ устанавливаются трехфазные генераторы. Их внешний вид показан на фото.
Модели ВАЗ 2101, 2103, 2106 оснащены генераторами малой мощности, вырабатывающими всего 42 А. Часто их хватает только для работы штатной бытовой техники. Подключить дополнительное оборудование в автомобиле к такому устройству проблематично. Поэтому их ремонт сегодня бывает крайне редко, на практике владельцы сразу заменяют агрегат на новый и более мощный, например, от ВАЗ 2105 – 2107 с силой тока 50А.
Большинство автомобилей ВАЗ 2107 оснащалось генератором, имеющим ряд отличий от предыдущих версий:
- выпрямительный блок расположен за задней крышкой;
- крыльчатка – внутри генератора;
- контактные кольца меньшего размера для уменьшения износа щеток.
Двигатели ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 оснащались генератором со встроенным выпрямительным блоком и правым электронным регулятором напряжения мощностью 55А.
Автомобили ВАЗ 2110 – 2112 и ВАЗ 2113 – 2115 комплектуются генераторами, которые конструктивно практически не отличаются от предыдущих, но имеют гораздо большую мощность, до 80 А. При наличии у владельца автомобиля мощной акустики или, Например, электронасос, вместо штатного генератора лучше установить генератор Приора или Калина. Генератор этих моделей вырабатывает ток 115 А. Этого достаточно для аккумулятора с бортовой электроникой и для дополнительного электрооборудования, установленного в автомобиле.
Технологии диагностики и ремонта генераторов моделей ВАЗ 2101 – 2115 практически однотипны, выполняются по единым принципам и могут проводиться по инструкции, описанной ниже в нашей статье.
Самые распространенные неисправности
Главный симптом выхода генератора из строя – его отказ заряжать аккумулятор.
Причиной неисправности может быть несколько факторов:
- Заклинившие подшипники. Когда машина находится в движении, детали в генераторе постоянно приводятся в движение, поэтому через некоторое время возникает недостаток смазки. При отсутствии смазки элементы начинают заклинивать, что приводит к поломке генератора. Из-за высокого сопротивления подшипника ремень, отвечающий за их вращение, может порваться перед заклиниванием.
- Прогорание обмотки. Из-за нарушения целостности обмотки выработка электроэнергии в генераторе прекращается. Подгорание обмотки происходит чаще из-за того, что зимой в прибор попадает соль и уличная химия.
- Изношенные или заклинившие кисти. Графитовые стержни щеток могут изнашиваться. Своевременно менять узел.
- Неисправность управляющего реле. Если какая-либо часть неисправна, аккумулятор постоянно заряжается, и срок его службы сокращается.
При ремонте генератора в первую очередь выявляется неисправная деталь. После диагностики определяется целесообразность ремонта.
Если необходимо заменить большинство частей генератора, иногда дешевле просто заменить все устройство.
Как самому отремонтировать генератор
Ремонт генератора ВАЗ своими руками предполагает не только замену отдельных узлов, но и тщательную диагностику устройства. Для диагностики используется мультиметр. Устройство отображает напряжение в системе.
Обычно показания датчиков находятся в диапазоне 13,8–14,8 В при работающем двигателе. Если напряжение выше или ниже указанных цифр, стоит проверить работоспособность генератора.
Чтобы выявить бракованные детали, необходимо проверить каждый элемент системы.
Некоторые виды диагностики проверяются при работающем двигателе:
- Контроль тока отдачи.
- Контроль тока возбуждения устройства.
Проверка регулятора напряжения проводится при выключенном двигателе, но хорошо прогретом. Диагностика диодного моста в основном проводится на разобранных устройствах. Проверка обмоток предполагает разборку генератора и диагностику омметром. Если визуальный осмотр не позволяет выявить обрыв обмотки, необходимо измерить показатели специальным прибором. В норме показатели находятся в пределах 5-10 Ом.
Этапы ремонта электрических неисправностей
Электрические неисправности могут быть выполнены на разобранном приборе.
Для этого генератор необходимо разобрать:
- Первым делом нужно разобрать щеткодержатель и регулятор напряжения. Для этого аккуратно откручивают крепеж и оставляют все съемные крепления. Очень удобно класть фурнитуру в невысокую пластиковую тару.
- Снимаются натяжные болты и крышка со статором.
- Статор и крышка отсоединены. Перед отключением необходимо отсоединить фазные обмотки от проводов.
- С помощью специального съемника шкив отсоединяется от вала.
Обрыв обмотки или короткое замыкание можно устранить только полной заменой проводов.
Чаще всего неисправность возникает из-за обрыва возле колец или распайки одного конца обмотки. Для ремонта необходимо будет заново заварить поврежденный участок. При распайке кусок нового провода просто припаивается к концу обмотки.
Замена диодов, на что указывает мигающий свет на приборной панели, и поддержание нужного напряжения в системе может производиться только при снятом устройстве. Если помимо выхода из строя генератора у двигателя есть сбои в его работе, мастера рекомендуют немедленно произвести ремонт двигателя.
Этапы ремонта механических неисправностей
механическую часть устройства легче отремонтировать на разобранном устройстве. Для этого нужно выполнить несколько шагов:
- Выключите зажигание и отсоедините клемму от аккумуляторной батареи.
- Ослабьте гайку натяжения ремня и разберите устройство.
- Снятие заглушки, которая фиксируется пластиковой защелкой. Его можно удалить простым движением.
- Отключение проводов и клемм, находящихся под резиновым колпачком.
- Снятие опоры генератора. Все работы по откручиванию болтов и гаек удобно выполнять с помощью гаечного ключа и трещотки.
- Удаление стебля. В процессе нужно быть максимально осторожным, так как расположенные в этом месте петли могут упасть и потеряться.
- Вытащив шток из моторного отсека, для этого немного поверните устройство.
Наиболее частое механическое повреждение – износ подшипников ротора.
При разборке можно будет заменить деталь или просто залить маслом, чтобы исключить неприятные шумы и шумы. Также может потребоваться замена сломанного реле.
Установка агрегата осуществляется в обратной последовательности и довольно проста. Работа требует минимального набора инструментов для правильной установки и может быть легко выполнена даже начинающим механиком.
Обслуживание генератора после ремонта
Чтобы генератор после ремонта долго проработал и не доставлял автовладельцу новых проблем, необходимо не забывать о правильном уходе за ним. Генератор необходимо снимать с двигателя каждые 12-15000 км, разбирать и очищать от грязи и пыли. При необходимости замените смазку в подшипниках. Для этого тщательно промойте их, просушите и залейте свежим жиром на треть.
На видео показано, как отремонтировать автомобильный генератор моделей ВАЗ 2101 – ВАЗ 2115 в домашних условиях.
Be the first to comment on "Все о ремонте двигателя генератора ВАЗ своими руками"