Распределитель смело можно считать устаревшим элементом системы зажигания, так как на современных автомобилях он отсутствует. Функции главного распределителя зажигания (техническое название распределителя) бензиновых двигателей теперь выполняет электроника. Эта деталь массово применялась на легковых автомобилях прошлых поколений, в том числе и на ВАЗ 2106. Недостаток КРУ – частые поломки, явное преимущество – простота ремонта.
- Связаться с дистрибьютором по техобслуживанию
Типичные неисправности - Инструменты и подготовка к разборке
- Проблемы с обложкой и слайдером
Видео: как проверить работоспособность слайдера
- Видео: как правильно поменять подшипник без отметок
- Видео: полная разборка распределителя зажигания ВАЗ 2101-2107
- Видео: Замена датчика Холла на классических моделях ВАЗ
Особенности установки трамблера на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Рассмотрим особенности установки ранее снятого или нового трамблера (распределителя зажигания) на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Поэтому устанавливать трамблер необходимо так, чтобы угол опережения зажигания был максимально приближен к требуемому, чтобы двигатель можно было запустить позже. Особенности установки трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099
Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра двигателя в высшую мертвую точку
Для этого поверните коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метка на шкиве распределительного вала не совпадет с выступом на задней крышке ГРМ.
На выступе на картере сцепления длинная (опасная) отметка на маховике должна находиться напротив треугольной выемки на шкале.
Маркировка волана и треугольник вырез 21083
Вы можете повернуть его с гайки шкива распределительного вала гаечным ключом 17 размера (для этого нужно будет снять защитную крышку ГРМ) или большой шлицевой отверткой за зубья маховика в дверце сцепления.
Подготавливаем трамблер к установке
Снимаем с него крышку. Устанавливаем контакт бегунка на вывод высоковольтного провода первого цилиндра. Это можно сделать, прикрепив крышку к дозатору и найдя на ней отметку выхода первого баллона.
Выставляем бегунок и крышку перед установкой трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099 на двигатель
Устанавливаем трамблер на двигатель
Смажьте уплотнительное кольцо распределителя моторным маслом. Вставляем в посадочное место на шпильках. В этом случае выступы на муфте распределительного вала должны входить в паз на торце распределительного вала. Если первые два пункта удовлетворены, то они совпадут.
Закрепляем трамблер, но гайки до конца не затягиваем, так как тогда выставим времена розжига и нужно будет повернуть трамблер. Установите крышку на место и затяните два винта, чтобы закрепить ее. Подключаем кабели высокого напряжения в правильном порядке.
Выставляем момент опережения зажигания
Примечания и дополнения
– Подсчет цилиндров на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099 осуществляется блоком ГРМ. То есть первый цилиндр – самый дальний от трамблера.
Еще статьи об автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Источник
Назначение и виды трамблёров
Главный распределитель «шестерка» расположен на горизонтальной площадке слева от клапанной крышки двигателя. Шлицевой вал агрегата входит в шестерню привода внутри блока цилиндров. Последний вращается через цепь привода ГРМ и одновременно вращает вал масляного насоса.
предусмотрена специальная площадка для установки трамблера на блок цилиндров
Распределитель выполняет в системе зажигания 3 функции:
- в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, из-за чего во вторичной формируется импульс высокого напряжения;
- поочередно направляет разряды на свечи зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2);
- автоматически регулирует угол опережения зажигания при изменении частоты вращения коленчатого вала.
Трамблер занимается распределением импульсов между свечами и обеспечивает своевременное зажигание
Подается искра, и топливовоздушная смесь воспламеняется до того, как поршень достигает верхнего конца, так что топливо успевает полностью сгореть. На холостом ходу угол опережения составляет 3-5 градусов, с увеличением числа оборотов коленвала этот показатель должен увеличиваться.
Различные модификации «шестерки» комплектовались разными типами клапанов:
- ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объемом 1,6 и 1,5 литра соответственно. Из-за высоты блока на модель установили распределители с длинным валом и системой механического контакта.
- Автомобили ВАЗ 21063 оснащались двигателем объемом 1,3 литра с низким блоком цилиндров. Клапан контактный с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
- На обновленную серию ВАЗ 21065 были установлены бесконтактные распределители с длинным штоком, которые работают совместно с электронной системой зажигания.
Разница в длине валов 7 мм объясняется разными объемами двигателей, используемых на «шестерке»
Разница в длине коленвала в зависимости от высоты блока цилиндров не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объемом 1,3 литра – распределитель просто не влезает в розетку. Поставить запчасть с коротким валом на «чистую шестерку» тоже не получится: шлицевая часть не дойдет до шестерни. В остальном начинка контактов дистрибьюторов такая же.
Как молодой неопытный водитель, я лично столкнулся с проблемой разной длины стержней распределителя зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге сломался вал распределителя. В ближайшем автомагазине купил запчасть от «шестерки» и начал устанавливать ее на машину. Результат: распределитель вставлен не полностью, остается большой зазор между платформой и фланцем. Впоследствии продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую для двигателя 1,3 л.
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.
Состав системы зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 оборудован аккумуляторной контактной системой зажигания.
В систему зажигания входят:
- аккумуляторная батарея;
- выключатель (замок зажигания с группой контактов);
- двухобмоточная трансформаторная катушка;
- распределитель (распределитель с контактным выключателем и конденсатором);
- кабели высокого напряжения;
- свечи.
Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. В цепь низкого напряжения входят:
- аккумулятор;
- выключатель;
- обмотка первичной катушки (низкое напряжение);
- неискрящий выключатель конденсатора.
В цепь высокого напряжения входят:
- вторичная обмотка катушки (высокое напряжение);
- распределитель;
- свеча;
- кабели высокого напряжения.
Назначение основных элементов системы зажигания
Каждый элемент СЗ представляет собой отдельный блок и выполняет строго определенные функции.
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея предназначена не только для обеспечения пусковой работы, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. При работе двигателя напряжение в цепь подается не от аккумулятора, а от генератора.
Выключатель
Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов цепи низкого напряжения. Когда ключ зажигания повернут в замке, двигатель получает питание (отключается.
Катушка зажигания
Катушка (катушка) представляет собой двухобмоточный повышающий трансформатор. Повышает напряжение бортовой сети до нескольких десятков тысяч вольт.
Распределитель (трамблёр)
Распределитель служит для распределения импульсного напряжения от высоковольтной обмотки катушки к ротору устройства через контакты верхней крышки. Это распределение осуществляется с помощью ползунка, который имеет внешний контакт и расположен на роторе.
О приводном механизме
Для передачи крутящего момента на вал распределителя на «шестерке» используется косозубая шестерня, вращаемая цепью ГРМ (в просторечии – «свинья»). Поскольку элемент расположен горизонтально, а ролик распределителя – вертикально, между ними есть промежуточный элемент – так называемый гриб с косыми зубьями и внутренними бороздками. Эта шестерня приводит в действие одновременно 2 вала: масляный насос и распределитель.
Подробнее об устройстве цепного привода ГРМ: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/kak-vystavit-metki-grm-na-vaz-2106.html
Трансмиссия распределителя состоит из двух косозубых шестерен
Оба звена трансмиссии – «кабанчик» и «грибок» рассчитаны на долгий срок службы и модифицируются при капитальном ремонте двигателя. Первая деталь снимается после разборки цепного привода ГРМ, вторая вытаскивается через верхнее отверстие в блоке цилиндров.
Трамблер ВАЗ 2106, оснащенный контактным выключателем, представляет собой довольно сложный агрегат, состоящий из множества мелких деталей. Отсюда ненадежность в эксплуатации и постоянные отказы системы зажигания. Бесконтактный вариант распределителя гораздо реже создает проблемы, но по характеристикам все же уступает современным модулям зажигания, в которых нет движущихся частей.
Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
Неисправности в системе зажигания ВАЗ 2106 возникают довольно часто. Они могут быть вызваны множеством причин, но их симптомы почти всегда одинаковы:
- невозможность завести двигатель ;
- нестабильная работа (расцепление) двигателя на холостом ходу;
- снижение мощности двигателя ;
- увеличение расхода бензина;
- появление детонации.
Причинами таких ситуаций могут быть:
- выход из строя свечи зажигания (механическое повреждение, поломка, истощение ресурса);
- несоответствие характеристик свечи зажигания (неправильные зазоры, неправильное число накала) требованиям двигателя;
- износ токопроводящей жилы, обрыв изоляционного слоя в высоковольтных проводах;
- сгоревшие контакты и (или) бегунок трамблера;
- образование нагара на контактах переключателя;
- увеличить или уменьшить расстояние между контактами переключателя;
- выход из строя конденсатора распределителя;
- короткое замыкание (обрыв) в обмотках катушки;
- неисправности в контактной группе замка зажигания.
Неисправности устройства
Замена и ремонт трамблера на отечественной «шестёрке» проводится при некорректной работе механизма.
Ниже перечислены основные симптомы неисправностей, указывающие на возможные неисправности:
- Автомобиль трясется во время движения. Кроме того, эти подергивания отнюдь не типичны для автомобиля.
- Двигатель в целом не запускается.
- При попытке разогнать автомобиль автомобиль также может сжиматься и сам процесс разгона занимает много времени, при этом двигатель может взорваться – стучат поршневые кольца.
- Повышенный расход топлива.
Как видите, в целом признаки аналогичны тем, которые появляются при неправильной настройке зажигания. Конечно, при появлении таких симптомов нельзя с уверенностью сказать, что неисправность кроется именно в трамблере, однако стоит уделить внимание и диагностике этого агрегата.
Что касается самих поломок, которые могут заставить автовладельца отремонтировать или заменить механизм, то они следующие:
- Узел-бегунок изношен и сожжен.
- Проблема кроется в самой крышке – контакты на ней могут перегореть.
- Обрыв датчика Холла. Проблема может быть связана не только с выходом из строя контроллера, но и с плохим контактом на штекере контроллера.
- Еще одна причина, с которой довольно часто сталкиваются отечественные водители, – это распределительный подшипник. Он может надолго отрываться, но может и заклинивать.
- Наличие механических повреждений, в том числе трещин на крышке.
- Жидкость двигателя попадает в распределительный узел, обычно проблема связана с герметичностью крышки.
Диагностика неисправностей системы зажигания
Для экономии времени и денег рекомендуется проверять работоспособность системы зажигания ВАЗ 2106 в определенном порядке. Для диагностики вам понадобятся:
- ключ для свечей от 16 с ручкой;
- головка 36 с ручкой;
- мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
- контрольная лампа (обычная автомобильная лампа на 12 вольт с подключенными проводами);
- плоскогубцы с диэлектрическими ручками;
- отвертка с плоским жалом;
- набор плоских щупов для измерения зазоров;
- небольшой плоский напильник;
- запасная свеча зажигания (заведомо исправная).
Проверка аккумулятора
Если двигатель вообще не запускается, то есть при повороте ключа зажигания не слышно ни щелчка реле стартера, ни звука самого стартера, проверку нужно начинать с аккумуляторной батареи. Для этого необходимо на мультиметре активировать режим вольтметра с диапазоном измерения 20 В и замерить напряжение на выводах АКБ – оно должно быть не менее 11,7 В. При меньших значениях стартер не запускается и не сможет вращать коленчатый вал. В результате распределительный вал и ротор распределителя, которые управляют контактом переключателя, не начнут вращаться, и в катушке не будет формироваться достаточное напряжение для нормального искрения. Проблема решается зарядкой аккумулятора или его заменой.
Проверка выключателя
Если аккумулятор в хорошем состоянии и при запуске реле стартером работает нормально, но двигатель не запускается, проверьте выключатель зажигания. Чтобы не разбирать замок, можно просто измерить напряжение на низковольтной обмотке катушки. Для этого необходимо подключить положительный щуп вольтметра к клемме, обозначенной знаком «В» или «+», а отрицательный – к массе автомобиля. При включенном зажигании прибор должен показывать напряжение, равное напряжению на выводах аккумуляторной батареи. При отсутствии напряжения необходимо «прозвонить» провод, идущий от контактной группы переключателя к катушке, и в случае обрыва заменить его. Если провод цел, потребуется разобрать выключатель зажигания и очистить контакты выключателя или полностью заменить контактную группу.
Проверка катушки
Убедившись, что напряжение поступает на первичную обмотку, необходимо оценить работоспособность самой катушки и проверить ее на наличие короткого замыкания. Это делается следующим образом.
- Отсоедините колпачок центрального кабеля высокого напряжения от крышки распределителя.
- Вставляем свечу в колпачок.
- Удерживая клещами с диэлектрическими ручками свечу зажигания, присоединяем ее «юбку» к массе автомобиля.
- Просим помощника включить зажигание и запустить двигатель.
- Посмотрим на контакты свечи. Если между ними проскакивает искра, катушка, скорее всего, исправна.
Иногда катушка срабатывает, но искра слишком слабая. Это означает, что генерируемого напряжения недостаточно для нормальной искры. В этом случае проверьте обмотки катушки на обрыв и короткое замыкание в следующем порядке.
- Отсоедините от катушки все кабели.
- Переводим мультиметр в режим омметра с пределом измерения 20 Ом.
- Подключаем щупы прибора к боковым выводам катушки (выводы обмотки НН). Полярность не имеет значения. Сопротивление хорошей катушки должно быть от 3,0 до 3,5 Ом.
Если фактические значения сопротивления обмотки значительно отличаются от стандартных значений, катушку необходимо заменить. В автомобилях ВАЗ 2106 с контактной системой зажигания применяется катушка В117А.
Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А
Характеристики | Индикаторы |
Рисунок | Масляная ванна, двойная обмотка, разомкнутая цепь |
Входное напряжение, В | 12 |
Индекс индуктивности обмотки НН, мГн | 12,4 |
Величина сопротивления обмотки НН, Ом | 3.1 |
Время нарастания вторичного напряжения (до 15 кВ), мкс | 30 |
Ток импульсного разряда, мА | 30 |
Длительность импульсного разряда, мс | 1.5 |
Энергия разряда, мДж | ветры |
Проверка свечей зажигания
Самая частая причина проблем с системой зажигания – свечи зажигания. Диагностируйте свечи следующим образом.
- Отсоедините высоковольтные кабели от свечей зажигания.
- С помощью ключа для свечей зажигания с ручкой открутите свечу зажигания первого цилиндра и осмотрите ее на предмет повреждения керамического изолятора. В этом случае следует обратить особое внимание на состояние электродов. Если они покрыты черным или белым нагаром, топливную систему следует проверить позже (черный нагар указывает на слишком богатую топливную смесь, белый – на слишком бедную топливную смесь).
Двигатель может стать нестабильным из-за неправильно установленного зазора между электродами свечи зажигания, величина которого измеряется с помощью ряда плоских щупов. Величина зазора, указанная производителем для ВАЗ 2106 с контактным зажиганием, составляет 0,5-0,7 мм. Если оно превышает эти пределы, расстояние можно отрегулировать путем изгиба (изгиба) бокового электрода.
Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106
Характеристики | Индикаторы |
Расстояние между электродами, мм | 0,5-0,7 |
Индикатор нагрева | 17 |
Тип резьбы | M14 / 1,25 |
Высота резьбы, мм | 19 |
Для ВАЗ 2106 при замене рекомендуется использовать следующие свечи зажигания:
- А17ДВ (Энгельс, Россия);
- W7D (Германия, BERU);
- L15Y (Чехия, BRISK);
- W20EP (Япония, DENSO);
- BP6E (Япония, NGK).
Проверка высоковольтных проводов
Сначала необходимо проверить кабели на отсутствие повреждений изоляции и осмотреть в темноте при работающем двигателе. Если какой-либо из проводов в моторном отсеке оборвется, вы заметите искры. В этом случае резьбу нужно заменить, лучше сразу все.
При проверке проводов на износ проводника измеряется его сопротивление. Для этого щупы мультиметра подключаются к концам жилы в режиме омметра с пределом измерения 20 кОм. Ремонтопригодные кабели имеют сопротивление 3,5-10,0 кОм. Если результаты измерений выходят за указанные пределы, рекомендуется заменить провода. Для замены можно использовать продукцию любого производителя, но лучше отдать предпочтение таким компаниям, как BOSH, TESLA, NGK.
Правила подключения высоковольтных проводов
При установке новых кабелей будьте очень внимательны, чтобы не перепутать порядок их подключения к крышке распределителя и свечам зажигания. Обычно провода пронумерованы – в изоляции указан номер цилиндра, к которому они должны идти, но некоторые производители этого не делают. Если последовательность подключения неправильная, двигатель не запустится или станет нестабильным.
Чтобы избежать ошибок, нужно знать исправность цилиндров. Они работают в таком порядке: 1-3-4-2. На крышке трамблера первый цилиндр обязательно обозначается соответствующим номером. Цилиндры пронумерованы слева направо.
Резьба первого цилиндра самая длинная. Он подключается к выводу «1» и идет к вилке первого цилиндра слева. По часовой стрелке подключаются третий, четвертый и второй цилиндры.
Проверка бегунка и контактов трамблёра
Диагностика системы зажигания ВАЗ 2106 предполагает обязательную проверку бегунка и контактов крышки распределителя. Если они по той или иной причине сгорят, сила искры может сильно снизиться. Для диагностики не нужны инструменты. Просто отсоедините провода от крышки дозатора, отцепите две защелки и снимите ее. Если на внутренних контактах или слайдере есть небольшие следы ожога, можно попробовать очистить их напильником или мелкозернистой наждачной бумагой. Если они сильно обгорели, крышку и бегунок легче заменить.
Проверка конденсатора прерывателя
Чтобы проверить состояние конденсатора, вам понадобится контрольная лампа с проводами. Один провод подключается к контакту «К» катушки зажигания, другой – к проводу от конденсатора до переключателя. Затем, не запуская двигатель, включают зажигание. Если индикатор загорается, конденсатор неисправен и его необходимо заменить. В распределителе ВАЗ 2106 используется конденсатор 0,22 мкФ, рассчитанный на напряжение до 400 В.
Бесконтактный трамблер
Распределительное устройство, работающее с электронным механизмом зажигания, аналогично конструкции механического распределителя. Это устройство также имеет ползунок, пластину с подшипником, вакуумный корректор и центробежный регулятор. Однако контактная группа и конденсатор заменены датчиком Холла и металлическим экраном, прикрепленным к валу.
Бесконтактный распределитель модели 2106 ° работает следующим образом:
- Постоянный магнит и датчик Холла расположены в движущейся зоне. Между ними вращается экран со слотами.
- Как только экран закрывает поле магнита, напряжение на выводах становится равным нулю и датчик неактивен.
- Когда ролик вращается и проходит через прорезь, магнитное поле достигает поверхности датчика. В свою очередь на выходе элемента формируется напряжение, которое направляется на электронный блок (переключатель). Последний посылает сигнал на катушку, которая генерирует разряд, идущий к курсору зажигания.
Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
Угол замкнутого состояния контактов выключателя (УЗСК) – это, по сути, пространство между контактами выключателя. Из-за постоянных нагрузок со временем теряется, что приводит к нарушению процесса зажигания. Алгоритм регулирования УЗСК следующий:
- Отсоедините высоковольтные кабели от крышки распределителя.
- Откручиваем две застежки, которыми крепится крышка. Снимите крышку.
После регулировки УЗСК момент зажигания всегда теряется, поэтому его следует устанавливать до начала сборки трамблера.
Видео: установка зазора между контактами прерывателя
Проверка угла зажигания во время движения автомобиля
лучше всего проверять работоспособность системы зажигания после любых регулировок на ходу. Это связано с конструктивными характеристиками ТРК и октановым числом используемого бензина. Бывает, что выставленные по знакам углы зажигания не дают достаточной динамики и отклика дроссельной заслонки. Регулировка уха при старте детонации поможет:
- Разгоняем машину до скорости 45-50 км / ч на ровном участке дороги;
- Включаем прямую передачу (на четвертой ВАЗ 2106) и полностью нажимаем педаль акселератора;
- Должен появиться характерный звон (детонация), который исчезнет через 2-3 секунды, а разгон будет плавным и мощным без сбоев;
- Если детонация не исчезает в течение всего разгона, угол зажигания «ранний»;
- Полное отсутствие гула и медленная динамика говорят о задержке искры в цилиндрах;
- Регулируем положение трамблера на месте, поворачивая его на 3-5 градусов;
- Когда регулировка завершена, положение корпуса распределителя относительно блока отмечается линией или краской.
Работы по регулировке зажигания необходимо проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания составляет 15000 км, электронной – вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных кабелей. Все монтажные операции легко выполнить самостоятельно, для этого не нужен гараж. Возможность самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в длительной поездке или зимой, когда возникают проблемы с запуском.
Источник
Регулировка момента зажигания
Момент зажигания – это момент, когда на электродах свечи зажигания возникает искра. Он определяется углом поворота шейки коленчатого вала относительно верхней мертвой точки (ВМТ) поршня. Амплитуда угла открытия заметно влияет на работу двигателя. Если его значение слишком велико, топливо воспламенится в камере сгорания задолго до того, как поршень достигнет ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливовоздушной смеси. Если искра задерживается, это приведет к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива (позднее зажигание).
Момент зажигания на ВАЗ 2106 обычно устанавливается при помощи автомобильного стробоскопа. Если такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.
Установка момента зажигания с помощью стробоскопа
Для регулировки угла опережения зажигания вам потребуются:
- автомобильный стробоскоп;
- ключ на 13;
- мел или корректирующий карандаш для набранного текста.
Сам процесс установки выполняется в следующем порядке:
- Запускаем двигатель автомобиля и прогреваем его до рабочей температуры.
- Отсоедините трубку от вакуумного корректора, расположенного на корпусе распределителя.
- На правом капоте двигателя находим три отметки (отлив). Ищем среднюю отметку. Чтобы сделать его более заметным в стробоскопическом луче, отметьте его мелом или корректирующим карандашом.
Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки
Для регулировки зажигания с помощью лампы вам потребуются:
- сама контрольная лампа;
- головка 36 с ручкой;
- ключ на 13;
- 16 ключ для свечей с ручкой.
Порядок работы следующий:
- Накинув головку 36 на храповик шкива коленчатого вала, сдвигаем вал до тех пор, пока метка на шкиве не совместится с отливом на крышке. При использовании бензина с октановым числом 92 или выше отметка на шкиве должна быть совмещена с центральным рефлюксом. Если октановое число меньше 92, знак ставится перед последним (продолжительным) отливом.
- Проверяем, правильно ли установлен трамблер в этом положении. Ослабляем защелки и снимаем крышку трамблера. Внешний контакт золотника распределителя должен быть направлен на свечу зажигания первого цилиндра.
Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки
Установка зажигания на слух
Если фазы газораспределения правильные, можно попробовать настроить зажигание на слух. Это делается следующим образом.
- Прогреем двигатель.
- Стартуем на ровном участке трассы и разгоняемся до 50-60 км / ч.
- Переходим на четвертую передачу.
- Резко нажимаем педаль акселератора до упора и слушаем.
- При правильно установленном зажигании должна происходить кратковременная (до 3 с) детонация при нажатии на педаль, сопровождающаяся гудением поршневых пальцев.
Если детонация длится более трех секунд, зажигание преждевременное. В этом случае корпус распределителя поворачивается на несколько градусов против часовой стрелки, и процедура проверки повторяется. Если детонация отсутствует, происходит последующее зажигание, и перед повторной проверкой необходимо повернуть корпус распределителя по часовой стрелке.
Настройка на карбюраторных модификациях ВАЗ 2107
Во всех старых учебниках по уходу за классическими моделями «Жигулей» описан способ задания момента искрообразования с помощью лампочки, хотя опытные автомобилисты легко обходятся без него. Вы поймете, почему это происходит в процессе чтения данного материала, но новичкам будет полезно ознакомиться со старой проверенной методикой.
Чтобы проверить работоспособность карбюратора или отрегулировать его работу, рекомендуется ознакомиться со следующим материалом:
Чтобы правильно настроить зажигание «семерки», необходимо обеспечить одновременное соблюдение следующих условий:
- выемка на шкиве коленчатого вала находится напротив длинной метки на крышке ГРМ;
- в этом случае круглая метка, нанесенная на шестерню цепного привода распределительного вала, совпадает с отливом на ее корпусе;
- поршень 4-го цилиндра завершил такт сжатия и находится в верхней мертвой точке;
- контакты внутри распределителя разомкнуты;
- подвижный контакт золотника обращен к неподвижному контакту на крышке распределителя, куда подключается провод свечи зажигания 4-го цилиндра.
Примечание. В бесконтактных системах в это время датчик Холла посылает сигнал на переключатель, чтобы разорвать электрическую цепь низкого напряжения, что приводит к появлению импульса высокого напряжения на проводе, ведущем к свече зажигания 4-го цилиндра.
На схеме показано, что происходит в цилиндрах при совмещении меток
Лампочка используется для контроля момента зажигания, для чего ее необходимо одним проводом подключить к контакту «К» высоковольтной катушки, а вторым – к массе автомобиля. Следует знать, что при этом поршень первого цилиндра также находится в положении ВМТ, только происходит не сжатие топливовоздушной смеси, а выброс выхлопных газов после ее сгорания. Именно поэтому несведущие автомобилисты часто путают первый цилиндр с четвертым при установке зажигания.
Расположение табличек на крышке газораспределительного механизма
При одновременном наступлении вышеуказанных действий на электроды свечи зажигания 4-го цилиндра перескакивает искровой разряд, о чем свидетельствует вспышка подключенной лампочки. Чтобы соблюсти эти условия и правильно настроить зажигание, следуйте инструкциям:
- Проверните коленчатый вал гаечным ключом на 36 мм, совместив выемку на шкиве с длинной выемкой на крышке ГРМ.
- Если в это время снимается клапанная крышка двигателя, лучше ориентироваться по метке на шестерне распределительного вала, поместив ее перед отливом кузова.
- Возьмите распределитель зажигания, снимите крышку и поверните его вал, чтобы установить ползунок перед тросом, ведущим к цилиндру No. 4 (номер баллона указан на крышке). Вставьте распределитель в отверстие двигателя, удерживая ползунок и корпус в этом положении, затем закрепите его гайкой 13 мм.
- Подсоедините провода лампочки и включите зажигание, повернув ключ. Ослабьте гайку распределителя и медленно поворачивайте ее из корпуса, пока лампочка не замигает, показывая момент искры. Подключите распределитель.
- Выключите зажигание и убедитесь, что контакты внутри торгового автомата в данный момент разомкнуты. Возьмите щуп на 0,35 мм и проверьте расстояние между ними, при необходимости откорректируйте его, ослабив крепежные винты отверткой.
Отметки необходимо совместить, проворачивая коленчатый вал гаечным ключом
Примечание. Инструкция подразумевает, что перед началом работ трамблер демонтировали с двигателя без совмещения меток.
Зажигание считается настроенным правильно, если после установки крышки распределителя и подсоединения кабелей двигатель может быть запущен и, следовательно, необходимо отрегулировать угол опережения. Бесконтактная система устанавливается аналогично, за исключением контроля зазора в контактной группе из-за его отсутствия.
Инструкция по замене цепи ГРМ в автомобиле ВАЗ 2107 представлена здесь:
Метка на шестерне распределительного вала совпадает с отливом на корпусе
Важный момент. В большинстве случаев зажигание устанавливается без снятия крышки клапана, что делает незаметным положение метки на шестерне. Вы все сделали по инструкции, но двигатель не запускается. Это означает, что искра подается в 4-й цилиндр во время такта выпуска, а сжатие в это время происходит в первом цилиндре. Проблема решается просто:
- снимаем крышку распределителя;
- откручиваем гайку его крепления;
- вынуть распределитель из розетки, повернуть курсор ровно на 180 ° и снова вставить элемент;
- прижмите гайкой юбку дозатора и наденьте крышку.
Совет. Если двигатель после этих действий не запускается, но начинает подавать признаки жизни, проблема заключается не в настройке зажигания, а в неисправности одного из элементов системы.
Фотоинструкция по настройке
Первым делом совместите маркировку на шкиве и крышке ГРМ
Распределитель вставляется в отверстие так, чтобы курсор был обращен к 4-му цилиндру
Юбка распределителя прижимается к блоку гайкой 13мм
Расстояние проверяется открытым контактным щупом
Расстояние корректируется откручиванием 2-х саморезов крепления контактной группы
Лампа загорится при появлении искры
Видеоматериал о правильной установке зажигания
Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
Некоторые владельцы ВАЗ 2106 заменяют контактную систему зажигания на бесконтактную. Для этого практически все элементы системы необходимо заменить на новые, но в результате зажигание получается более простым и надежным.
В бесконтактной системе зажигания переключатель отсутствует, а его функцию выполняет датчик Холла, встроенный в распределитель, и электронный переключатель. Из-за отсутствия контактов здесь ничего не теряется и не перегорает, а ресурс датчика и переключателя довольно большой. Они могут выйти из строя только из-за скачков напряжения и механических повреждений. Помимо отсутствия переключателя, бесконтактный распределитель ничем не отличается от контактного. Установка на него заглушек не проводится, и установка момента зажигания ничем не отличается.
Комплект бесконтактного зажигания обойдется примерно в 2500 рублей. Включает:
- распределитель с датчиком Холла;
- катушка зажигания, конструкция которой отличается от конструкции контактной катушки зажигания;
- электронный переключатель.
Все эти детали можно приобрести отдельно. Кроме того, потребуются новые свечи зажигания (зазор 0,7-0,8 мм), хотя старые можно приспособить. Замена всех элементов контактной системы займет не более часа. В этом случае основная проблема – найти место для переключателя. Новый змеевик и распределитель легко устанавливаются вместо старых.
В каких случаях необходима установка зажигания?
Существует несколько симптомов, по которым автовладелец может определить, что выключатель зажигания нуждается в регулировке и настройке:
- Невозможность запустить двигатель.
- Повышенный расход бензина. Конечно, это может быть связано с необходимостью регулировки карбюратора, но такое бывает. Например, если зажигание установлено позже, динамика автомобиля будет низкой, и двигателю потребуется больше воздушно-топливной смеси для нормального ускорения.
- Появление стуков в глушителе. Если произойдет взрыв, потребуется некоторое время, чтобы газы расширились. В случае, если поршень достигнет PDC, это будет следующий такт выпуска, а это означает, что определенное количество топлива будет передано в систему выпуска. В результате появятся аплодисменты.
- Блок питания стал громче. Установите зажигание и правильно расположите трамблер ВАЗ 2106 при встряхивании и вмешательстве двигателя. Поршень вверх делает работу двигателя более жесткой, а по направлению к нему произойдет взрыв смеси.
Установите зажигание на «шесть»
Коммутатор
Переключатель необходим для создания электрического импульса путем прерывания постоянной подачи тока от батареи к первичной обмотке катушки. В БСЗ ВАЗ 2107 применяется коммутационный аппарат типа 3620.3734. Содержащиеся в нем рабочие элементы – обычные биполярные транзисторы, размыкающие цепь в момент приема сигнала датчиком Холла.
Выключатель 3620.3734 построен по простой однопроводной схеме, в которой корпус устройства соединен с «массой» автомобиля и, как следствие, с отрицательной клеммой аккумулятора. Преимущества использования этого узла вместо традиционного выключателя включают:
- отсутствие необходимости в обслуживании и регулировке;
- высокая искровая энергия, облегчающая запуск двигателя в холодное время года, а также возможность использования бензина с более низким октановым числом;
- наличие системы стабилизации, защищающей датчик Холла от перепадов напряжения.
У этого выключателя есть недостаток – низкое качество изготовления. Бывает, что устройство выходит из строя через несколько месяцев эксплуатации. Его конструкция неразборная, поэтому ремонт невозможен. Поэтому опытные владельцы «семерки» и других ВАЗов с бесконтактной системой зажигания привозят запасные выключатели в свои машины. Благо деталь недорогая – 400-500 руб.
Be the first to comment on "Устройство и обслуживание трамблёра автомобиля ВАЗ 2106"