Автомобильный генератор: как понять, что электрогенератор неисправен?

08.04.2021 10 096 Генератор

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автор: Иван Баранов

Ни для кого не секрет, что генераторное устройство является одним из ключевых узлов автомобиля. Поэтому неисправности генератора часто требуют немедленного внимания автомобилиста, так как ремонт может быть дорогостоящим в случае поздней диагностики. Подробнее о наиболее распространенных проблемах и способах их решения читайте в этой статье.

[Прятаться]

Устройство генератора

Прежде чем обсуждать симптомы неисправности, будет полезно вспомнить, как устроен и функционирует генератор. Эта часть состоит из алюминиевого корпуса, внутри которого находятся обмотка статора и ротор на подшипниках. Вал ротора приводится в движение приводным ремнем от коленчатого вала двигателя. Переменный ток, снимаемый с обмотки статора, преобразуется в постоянный с помощью мощного диодного выпрямителя. Угольные щетки передают управляющий ток от регулятора напряжения к ротору. Генератор за счет своей работы стабильно выдает на выходе порядка 13,8-14,7 вольт вне зависимости от оборотов двигателя. Этот ток питает бортовую сеть автомобиля и служит источником заряда аккумулятора. Выход из строя генератора или его неправильная работа приводит к быстрой разрядке аккумулятора или его полному выходу из строя, в результате машина обесточивается и лишается возможности самостоятельно перемещаться в пространстве.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Обозначение клемм на генераторе

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Различные клеммы на задней панели генератора имеют определенное назначение, описанное ниже:
Клемма S – эта клемма определяет напряжение аккумуляторной батареи.

Клемма IG – включает регулятор напряжения.

Клемма L – эта клемма замыкает цепь на световой сигнал системы зарядки.

Клемма B – это выходной разъем устройства. Подключается к аккумулятору.

Неисправности генератора

Все поломки генератора условно можно разделить на две группы – механические и электрические. Первый включает в себя разрушение корпуса устройства, поломку крепежа, подшипников, нажимных пружин щеток, муфты свободного хода или шкива и других деталей, а второй – обрывы и короткие замыкания обмотки, поломку моста и диодов и т.д.реле регулятора износа угольных щеток. Есть несколько общих признаков надвигающихся проблем с генератором: слабые или мерцающие фары, проблемы с запуском двигателя, а также постоянное мигание или горение сигнальной лампы на панели приборов.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Аккумулятор автомобиля и генератор работают в тандеме. В этом случае генератор является основным источником энергии для электросети, а аккумулятор действует как резервный источник энергии и в основном необходим для запуска двигателя и питания электронных устройств, когда двигатель не работает.

Неисправности генератора проявляются по-разному, но в большинстве случаев не возникают внезапно; водитель успевает заметить надвигающуюся поломку и минимизировать проблемы.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Причины поломок

Распространенными причинами неисправности генератора являются незначительный износ и коррозия. Практически все механические поломки, будь то износ щеток или поломка подшипников, являются результатом длительного срока службы. Современные генераторы оснащены герметичными (не обслуживаемыми) подшипниками, которые просто необходимо заменить через определенный период или пробег автомобиля. То же самое и с электрической частью: часто бывает необходимо заменять целые группы.

Также причинами могут быть:

  • низкое качество изготовления комплектующих;
  • нарушение правил эксплуатации или работа вне рамок нормальных процедур;
  • внешние факторы (соль, жидкости, высокая температура, дорожная «химия», грязь).

Сложности при пуске мотора

Один из верных признаков выхода из строя генератора – неуверенный запуск двигателя автомобиля. Когда генератор перестает работать должным образом, аккумулятор теряет заряд и теряет способность нормально запускать стартер. Разряженный аккумулятор обычно является прямым следствием отказа генератора. В этом случае аккумулятор может не только получать меньше заряда, но и наоборот заряжаться.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Происходит это из-за выхода из строя электронного блока реле-регулятора: генератор выдает больше тока, чем требуется, а это приводит к закипанию электролита и быстрому выходу аккумулятора из строя. Учтите, что многие современные автомобили перестают заводиться при падении напряжения в бортовой сети ниже 12 вольт. В этом случае аккумулятор может запустить стартер.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли использовать генератор высокой мощности в стандартных автомобилях?

Высокопроизводительные агрегаты обычно используются в высокопроизводительных транспортных средствах, но также могут быть интегрированы в обычные транспортные средства.

Как простым способом выяснить, неисправен ли генератор?

Запустите автомобиль (при необходимости перезапустите) и проверьте выходное напряжение на генераторе с помощью цифрового мультиметра или любого другого аналогичного устройства, которое измеряет напряжение постоянного тока. Если устройство показывает 12 вольт или меньше, генератор неисправен. Если показание напряжения находится в оптимальном диапазоне (13,5 В и 14,8 В), то все в порядке; проблема в другом месте.

Тусклый или мерцающий свет фар

Второй симптом становится очевидным в темноте. Фары автомобиля начинают тускло светиться или менять степень яркости в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на электросистему. Такое поведение осветительных приборов однозначно говорит о том, что необходимо срочно произвести ревизию и диагностику генератора и его приводного ремня: устройство не справляется с возложенной на него нагрузкой. Кроме того, проблемы можно заметить по приборам освещения приборной панели и внутреннего освещения – все они изменяют яркость одинаково.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Видео «Ремонт ГУ в домашних условиях»

Наглядные инструкции по ремонту ГУ своими руками представлены на видео ниже на примере автомобиля Форд Транзит (видео от Раманыча).

Генератор – это основной блок системы электроснабжения автомобиля. Иногда ломается, но не стоит выбрасывать и спешить с покупкой нового. Часто проблема заключается в том, что щетки генератора изношены и их достаточно заменить для дальнейшей бесперебойной работы данного агрегата. Замена щеток генератора – довольно простая процедура, но для начала стоит выяснить, какие признаки могут указывать на износ щеток.

Часто при проведении профилактического осмотра авто не обращают внимания на различные мелочи. Щетки генератора – одна из тех мелочей, если они изнашиваются, генератор перестанет заряжать аккумулятор. Специалисты рекомендуют осматривать щеточный узел каждые 45-55 тысяч километров.

  • Электрооборудование автомобиля внезапно отключается (даже во время движения);
  • Тусклые и мигающие фары, габариты и даже освещение салона;
  • Резкий разряд аккумулятора, который в дальнейшем будет очень сложно перезарядить.
  • Резкое снижение напряжения бортовой сети автомобиля ;

Горит пиктограмма на приборной панели

Перегоревший или мигающий значок аккумулятора на приборной панели указывает на то, что у вашего автомобиля серьезные проблемы – аккумулятор не заряжается должным образом. Бортовая система автономно предупреждает водителя о том, что машина долго не будет ездить. Как правило, речь идет о нескольких десятках километров – автомобиль сможет проехать ровно до полного разряда аккумулятора и прекращения искрения на свечах. В такой ситуации многое зависит от состояния самого аккумулятора, а также от количества и мощности задействованных потребителей. Попробуйте выключить все, что вам не нужно, включая музыку, фары, электрическое отопление и даже вентиляцию салона, и сходите в ближайший автосервис или выключите двигатель и вызовите эвакуатор. Многие современные аккумуляторы приходят в полную негодность после первого глубокого разряда, а значит, услуги эвакуатора могут окупиться.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Щётки генератора: какую функцию выполняют?

Сменить щетки генератора несложно. Они расположены на задней половине устройства и удерживаются на месте одним болтом. Сам щеточный узел расположен рядом с контактными кольцами и подключен к регулятору напряжения. Щетки удерживаются пружинами вплотную к кольцам. Зная схему подключения генератора, найти щетки несложно. Для замены понадобится стандартный набор инструментов:

  • Несколько гаечных ключей;
  • Пара отверток;
  • Жидкость WD-40 (чтобы не рвать резьбу болтов).
  • Новые кисти;

Когда генератор снят, замена щеток будет намного проще. Имея доступ со всех сторон, легко увидеть износ щеток и заменить их. Основной проблемой в этом варианте будет снятие генератора с автомобиля. Необходимо открутить болт крепления генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепежные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя.

В первую очередь необходимо очистить место крепления щеткодержателя от грязи и пыли. Его можно очистить растворителем, а затем продуть сжатым воздухом. Далее нужно удалить кисти, для этого их нужно распаять. Оставив генератор без щеток, обязательно очистите все контакты и проверьте упругость пружин. Рекомендуется впоследствии отполировать контактное кольцо.

Установка новых щеток должна производиться в обратной последовательности, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Подшипники генератора рекомендуется заменять во время процедуры замены щеток. При установке генератора на автомобиль главное правильно отрегулировать натяжение ремня. Если натяжение будет недостаточным, ремень проскользнет по роликам.

Бывает, что компьютер в машине сразу после замены щеток начинает показывать неисправность генератора. Это связано с недостаточной притиркой новых деталей. В процессе эксплуатации они к этому привыкнут, и ошибка исчезнет. Если ошибка не исчезнет, ​​значит, корпус заедает из-за чрезмерного загрязнения.

Бывает так, что щетки меняются вместе с реле от регулятора генератора. В этом случае процесс замены выглядит следующим образом:

  1. От АКБ отключена отрицательная клемма;
  2. Снимите резиновый наконечник с плюсового провода;
  3. Генератор разбирается (при необходимости снимается корпус воздушного фильтра);
  4. Достаньте щеточный блок с реле-регулятором;
  5. Снимаются удерживающие пружины;
  6. Щетки откручены;
  7. Вся связанная проводка отключена;
  8. устанавливается новый блок.

Генератор подключается только после проверки отсутствия дефектов на новых щетках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим машину.

Все работы с электрооборудованием автомобиля необходимо начинать с отключения аккумуляторной батареи.

  1. Стабилизатор напряжения снят;
  2. Производительность кисти измеряется;
  3. Привариваются старые щетки;
  4. Контакты очищены;
  5. Новые щетки приварены;
  6. Проверяется свободная циркуляция щеток генератора;
  7. Регулятор устанавливается на месте;
  8. Подключаем аккумулятор и заводим машину.

Если все прошло без ошибок, то долго мучаться с вопросом, как проверить щетки генератора, не придется. Теперь, прекрасно зная устройство генератора после его разборки, вам не составит труда отремонтировать очередную неисправность генератора своими руками.

При контакте с контактными кольцами на вращающемся валу ротора щетки генератора передают ток от батареи к обмоткам возбуждения ротора. Это создает электромагнитное поле.

Под действием переменного магнитного поля вращающегося ротора в катушках обмоток статора индуцируется электродвижущая сила и генерируется переменный электрический ток. Ток, проходящий через диодный мост (генераторный выпрямительный блок), преобразуется в постоянный. Это именно то, что нужно для питания аккумулятора и обеспечения работоспособности электрической системы автомобиля.

Свистит приводной ремень

Неприятный свист часто слышен из-под капота неотапливаемой машины. Возникает при ослаблении приводного ремня, приводящего в движение ротор генератора. Необходимо определить причину слабого натяжения ремня и устранить неисправность. В противном случае генератор не будет вращаться с правильной скоростью и будет нормально заряжать аккумулятор. На многих современных автомобилях этот же ремень приводит в движение другие устройства, такие как насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера, и автоматически натягивается. На более простых моделях самонатяжитель конструкцией не предусмотрен – со временем ремень растягивается и требует ручной регулировки натяжения.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Неисправности реле-регулятора напряжения

Иногда причина неисправности в генераторе – неисправность в реле-регуляторе. Обычно это происходит из-за перегорания транзисторов, резисторов или выхода из положения других его частей. Часто реле-регуляторы не ремонтируют, а просто заменяют на новые, но бывает, что после несложного ремонта их можно восстановить.

Конечно, такой ремонт должен делать человек, разбирающийся в электротехнике.

Что делать если реле-регулятор сломался в дороге

При выходе из строя реле-регулятора в дороге можно продолжить движение, но необходимо периодически, после каждого часа пути, отсоединять разъем от регулятора и соединять клеммы «+» и «Ш» самого регулятора с подходящий провод.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

необходимо поддерживать такой режим движения, чтобы зарядный ток не превышал 20-25 А и при этом включал максимальное количество потребителей электроэнергии. Через полчаса пути провод от клемм необходимо отсоединить, чтобы не перезарядить аккумулятор.

Ремень перегревается или разрушается

Характерный дым и неприятный запах, исходящие от приводного ремня, или отделение от него гусениц и кусочков резины, свидетельствует о заклинивании какого-либо навесного оборудования (в том числе генератора) или обводных роликов. На некоторых моделях обрыв приводного ремня не просто отключает генератор, он также становится причиной гораздо более серьезных проблем (под ремень ГРМ могут пройти обрезки, что приведет к нарушению фаз газораспределения или отказу двигателя.). Если ремень перегревается или самопроизвольно изгибается, проверьте шкив генератора – он должен легко вращаться и не деформироваться под нагрузкой.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Звенящий или шуршащий звук из-под капота

Подшипники качения установлены внутри генератора. Эти детали подвергаются высоким нагрузкам и работают при высоких температурах. Их ресурс относительно невелик. Через некоторое время эти детали изнашиваются и теряют смазку, что приводит к шуму, перекосу и заклиниванию ротора или полному разрушению подшипников. Другой причиной шума может быть износ обгонной муфты или муфты амортизатора. Также работает относительно недолго, может деформироваться и перестать выполнять свою функцию. Обе неисправности невозможно устранить без снятия и разборки генератора.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Электрический гул

Немного меняется характер посторонних звуков при коротком замыкании обмотки статора. Он проявляется характерным электрическим воем, похожим на тот, который исходит от электродвигателей общественного транспорта – троллейбусов, трамваев или электропоездов.

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Во время длительной поездки, особенно в малонаселенных и труднодоступных местах, убедитесь, что генератор вашего автомобиля находится в хорошем состоянии. Его поломка не менее коварна, чем неисправность коробки передач или обрыв ремня ГРМ. Самостоятельно решить проблему просто невозможно, не имея специального инструмента, запчастей и опыта. Поэтому устранение неисправностей и ремонт генератора со снятием с автомобиля, как правило, проводится не реже одного раза в 100 тысяч километров пробега. Вы можете сделать это самостоятельно, но гораздо удобнее и быстрее воспользоваться услугами специальных компаний. Помощь профессионалов в этом деле не будет лишней.

Способы проверки и устранения неисправностей

Автомобильный генератор: как узнать, неисправен ли генератор?

Замыкание катушек обмоток или их разрыв

устраняется сваркой или перемоткой обмоток в специальной мастерской. Самостоятельно и без специальной техники провести такой ремонт сложно. Иногда имеет смысл не ремонтировать генератор, а купить новый, так как ремонт, связанный с перемоткой обмотки, стоит довольно дорого.

Если провода порваны, например от выходных клемм, их можно припаять.

Грязные контактные кольца

промывают бензином и сушат на воздухе. Если кольца окислились или подгорели, их можно очистить мелкозернистой наждачной бумагой, продуть сжатым воздухом, затем таким же образом промыть бензином. В некоторых случаях кольца переворачиваются.

Изношенные кисти

(обычно, если их высота меньше 8-10 мм), их заменяют на новые. Старые, но не изношенные щетки очищают от грязи чистой тряпкой и промывают бензином. Таким же образом очищаются и щеткодержатели. В некоторых случаях необходимо заменить весь щеточный узел.

Неисправный выпрямительный блок

, как правило, их не ремонтируют, а просто заменяют на новую.

Неисправные или изношенные подшипники вала ротора

заменены на новые. Для устранения других более сложных неисправностей генератор доставляется в специализированную мастерскую для ремонта.

Be the first to comment on "Автомобильный генератор: как понять, что электрогенератор неисправен?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*