На любой заправке есть предупреждение о том, что нельзя заливать бензин в пластиковую канистру. «Глупость и несправедливость» – говорят некоторые водители.
Как по-другому заправить лодочный двигатель, газонокосилку или культиватор? Кроме того, эти контейнеры легкие и гораздо менее шумные. Посмотрим, правильный ли этот запрет.
Почему на АЗС отказывают пластику?
Причина, по которой не следует заливать топливо в пластиковую канистру, проста. Точнее, их несколько.
- Во-вторых, обычный пластик (полиэтилен) имеет микропоры. Со временем в них попадает бензин, выходит наружу. Помимо неприятного запаха, это образование опасных паров, которые накапливаются, например, когда баллончик остается в багажнике на длительное время.
- Во-первых, как диэлектрический материал пластик способен накапливать статический заряд. Существует риск того, что, когда бензин наливается из канистры в бак и топливо ударяется о металлический корпус, заряд может разрядиться, вызвать искру и вызвать воспламенение паров бензина.
- В-третьих, если пластик низкого качества, он может подвергнуться коррозии и деформироваться, в результате чего опасный процесс, описанный выше, продолжится еще быстрее.
После всего этого кажется, что вопрос о том, можно ли заправлять пластиковые канистры с бензином, звучит еще более неопределенно и сомнительно. И некоторые будут удивлены, узнав, что, например, в Европе именно эти контейнеры давно и успешно заменили свои хэви-металлические аналоги! Как дела?
Что разрешено — запрещено
Согласно ГОСТ Р 58404-2019 реализация нефтепродуктов запрещена только в стеклянной таре, и запрет не распространяется на сертифицированную полиэтиленовую тару, специально предназначенную для этого. В документе указано, что объем емкости должен превышать уровень топлива.
Другими словами, в 6-литровую пластиковую канистру можно налить всего 5 литров бензина, а 20% емкости предназначено только для выпуска паров.
Но ГОСТ – это не указ для нефтеналивных судов. Хотя он позволяет использовать пластиковые контейнеры, это не мешает кому-либо запретить их по своему желанию.
Пластик пластику — рознь
Итак, можно ли хранить бензин в пластиковой канистре? Да, ты можешь. Только этот контейнер должен быть из специального пластика – с улучшенными характеристиками и иметь соответствующую маркировку. Под эти характеристики никогда не подходит обычная тара с надписью «Для технических жидкостей».
- В состав материала добавляются компоненты, полностью лишающие его способности накапливать статическое электричество.
- Емкость закрывается крышкой особого типа – необходимо произвести сразу несколько манипуляций, приложив достаточно усилий, чтобы ее открыть. Таким образом, емкость защищена от случайного открытия детьми.
- На лицевой стороне контейнера надпись: ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка », по нормам которой была изготовлена данная тара. Глядя на этот ГОСТ, в таблице №1 мы увидим полимерные емкости, в которых можно перевозить бензин (III класс опасности) – узкогорлый (3Н1) и с широким вырезом (3H2).
- Эти емкости (обычно 5, 10, 20 литров) изготавливаются из полиэтилена низкого давления (HD-PE). Пластик чрезвычайно прочный, что проверяется быстро и легко – достаточно с силой наступить на корпус емкости – деформации быть не должно.
Помимо ГОСТа на этикетке будет представлена и другая информация: указание на допуск в ООН с подтверждением отдельной эмблемой и номером допуска и ряд других.
Почему на АЗС не заправляют в пластиковые канистры — эксперимент «За рулем»
Заказчик – это тот, кто платит нам зарплату.
Генри Форд
Есть много пластиковых емкостей, которые нельзя заполнить топливом: некоторые пропускают пары топлива через свои стенки, другие полностью растворяются в бензине. Но есть и пластиковые бидоны, предназначенные специально для хранения топлива. С их изготовлением нет технических проблем. Ведь даже современные топливные баки сделаны из пластика.
Мы боимся других. При использовании любого пластикового контейнера (даже сертифицированного для хранения топлива) генерируется статическое электричество, и говорят, что случайное проскальзывание искры может вызвать пожар. Кто знает, регистрировал ли кто-нибудь такие инциденты?
Этот контейнер получил сертификат соответствия ООН в Польше. Для справки: HDPE (High Density Polyethylene) – полиэтилен высокой плотности. И 5 литров – это максимально допустимый объем емкости (топливо, которое нужно заливать), хотя реальный объем составляет 6 литров. Предоставляется 20% запаса, как того требует ГОСТ. Но на заправках «Роснефти» нас не обслуживали даже с такой приличной тарой.
Этот контейнер получил сертификат соответствия ООН в Польше. Для справки: HDPE (High Density Polyethylene) – полиэтилен высокой плотности. И 5 литров – это максимально допустимый объем емкости (топливо, которое нужно заливать), хотя реальный объем составляет 6 литров. Предоставляется 20% запаса, как того требует ГОСТ. Но на заправках «Роснефти» нас не обслуживали даже с такой приличной тарой.
Важно знать
Вы снова на заправке. И еще раз поинтересуйтесь у дежурного, можно ли перевозить бензин в пластиковой канистре, показав, что вам нужно. И . вы будете очень удивлены, когда снова услышите отрицательный ответ. Дело в том, что такая тара обязательно сертифицирована. Сертификат является вашим паспортом, «удостоверяющим личность», который требуется для предъявления (хотя бы одна его копия), если вы хотите заправиться. Отсюда совет: всегда носите с собой этот документ или его копию!
Итак, бензин лили в пластиковую канистру? Выяснили – налейте. Но не во всем, а только в особом, что должно подтверждаться как маркировкой, так и соответствующим документом.
Научные доводы
Их три, и вы наверняка слышали о них. Давайте посмотрим на эти «важные моменты:
1) Дело в том, что пластик, особенно пластик, используемый в «бутылках из-под газировки», может вызвать пожар. В целом это уходит корнями в физику, которая говорит нам: да, действительно, накопление статического электричества возможно, особенно при взаимодействии с различными типами тканей. Таким образом может возникнуть искра, воспламенится бензин, и избежать возгорания не удастся. Поставщики это знают, поэтому и запрещают! Знаете, доля правды в этом есть, но таких пожаров в России и в мире очень мало! Однако это основная причина запрета.
2) Пластик, не предназначенный для бензина, может просто раствориться. Вот более-менее правдоподобный аргумент. Некоторые типы контейнеров действительно плохо удерживают бензин или другие «агрессивные» жидкости. Как правило, это пищевая упаковка, в том числе какие-то бутылки.
Он сам был свидетелем того, как бензин “разъедал” бутылку со знаменитой минеральной водой, которая якобы была создана для сохранения природы. Однако не думаю, что кого-то наливают в 0,5-литровые емкости.
3) Давление в емкости. Кроме того, «предположительно» верный аргумент, некоторые канистры (разумеется, бутылки) не выдержат «давления» бензина. А как известно, бензин – очень летучая жидкость. При повышении наружной температуры он пытается испариться, соответственно создается избыточное давление. Некоторые транспортные контейнеры просто взорвутся, однако, скорее всего, это произойдет в багажнике автомобиля, а не на заправке.
Это основные аргументы поставщиков. Некоторые действительно оправданы, потому что если хоть одно «сработает», то люди могут пострадать. Поэтому заправочные станции не подвергаются риску.
Сроки хранения бензина
В начале 1990-х автовладельцы пытались оставить в гараже пару канистр с бензином. Причиной такой бережливости была острая нехватка топлива. Сейчас такая ситуация встречается гораздо реже. Отправляясь в дальнее путешествие, водитель может взять с собой небольшой контейнер.
На случай непредвиденных ситуаций владельцы дачных участков могут хранить 10-20 литров бензина. Спустя время у водителя может возникнуть вопрос: «Стоит ли заливать в бак?».
Длительный срок хранения бензина в пластике может негативно сказаться на его свойствах. Топливо подвергается следующим естественным процессам:
- Окисление. Любая активная жидкость вступает в реакцию с кислородом атмосферы. Окисление углеводородов приводит к образованию сложноэфирных смол. Они снижают октановое число и негативно влияют на топливную систему автомобиля. Форсунки первыми почувствуют падение качества топлива, так как вязкие смолы мешают его работе. Отложения на свечах зажигания также указывают на низкое качество топлива.
- Испарение. Летучие сложноэфирные соединения в бензине быстро переходят в газообразное состояние даже при нормальной температуре окружающей среды. Хранение топлива в протекающей емкости приводит к уменьшению объема жидкости.
- Разложение добавок. Качественное топливо содержит множество присадок. Они предназначены для увеличения октанового числа и увеличения детонационных свойств топлива. Некоторые присадки распадаются после нескольких недель хранения, что негативно сказывается на качестве топлива. Например, длительное хранение этилированного бензина снижает уровень бромидных соединений, функция которых заключается в удалении свинца из камер сгорания. Длительное использование такого топлива чревато отказом двигателя.
- Образование шлама. В процессе хранения топлива мелкие частицы, содержащиеся в его составе, осаждаются в осадке.
Согласно требованиям стандартов качества средний срок хранения баллончиков составляет 12 месяцев. Производители гарантируют, что в этот период бензин можно будет хранить без потери качества и производительности. Для сравнения, не рекомендуется хранить топливо в баке автомобиля более 6 месяцев. Для северных регионов с низкими температурами этот период увеличивается, а на юге уменьшается.
В случае длительного хранения топлива в баке рекомендуется разбавлять его свежим топливом. Для этого нужно смешать его с бензином с аналогичным октановым числом. Объем свежего топлива должен быть в три раза больше. В этом случае качество полученной смеси будет годным.
Как было сказано выше, резервуары для хранения бензина должны быть изготовлены из непрозрачного пластика с диэлектрическими свойствами. В полной емкости топливо хранится дольше. Это связано с более низким содержанием кислорода в воздушном зазоре, что снижает скорость окисления бензина. Кроме того, в пустой емкости образуется парообразная смесь, которая легко воспламеняется при малейшей искре.
Основные требования к месту хранения:
- Наличие работающей вентиляции;
- Темная и прохладная комната;
- Отсутствие открытого огня.
Хранение бензина в плотно закрытой таре снижает потери на испарение. Для этого на емкости устанавливаются резиновые уплотнители.
Почему возник запрет?
Как видите, внятного объяснения запрету пластиковой тары в природе нет – остается только догадываться.
Возможно, работникам АЗС не нравится то, что такие емкости прозрачные, а значит, недостаточное наполнение будет хорошо видно. А некачественное топливо видно невооруженным глазом.
Что, если производители стальных и алюминиевых контейнеров на самом высоком уровне оказали давление на такое мероприятие, чтобы они продавали несвежую продукцию? Ведь стоимость такой тары в несколько раз выше ее полиэтиленовых собратьев, а потому продукт не пользуется большим спросом.
Кстати, оксиды алюминия способны загрязнять мелкодисперсные оксиды с залитым внутрь топливом при длительном хранении. Производители проводят специальную гравировку емкостей из этого материала изнутри. Но что делать, если работа была сделана недостаточно или с нарушением технологий?
И если пластик действительно настолько опасен при контакте с топливом, то почему топливные баки из этого материала делают в современных автомобилях? Жаждут ли производители трагической гибели потребителей?
Be the first to comment on "Почему на АЗС нельзя наливать топливо в пластиковую канистру"